Пресса

В горнице моей светло…

Любителям театрального искусства Х фестиваль “СЕРЕБРЯНАЯ ПСАЛТИРЬ” предложил побывать в Русском духовном театре “ГЛАС”, который второго ноября в Малом зале ДК “Октябрь” показал одну из своих премьер – спектакль “Рубцов”.

Родившийся в 1989 году, театр “ГЛАС” получил статус государственного в 1991-м, а спустя 9 лет обрел и свой дом – небольшой особняк в столице на Малой Ордынке, 30. Создатели, руководители и ведущие актеры театра – заслуженные деятели искусств РФ Никита Астахов и Татьяна Белевич, выпускники старейшего театрального вуза им. М.С. Щепкина, объединили вокруг себя талантливых профессионалов. Возник новый театр духовной направленности с активной позицией православных художников России.

Никита Астахов и Татьяна Белевич — авторы оригинальных пьес, занявших свое отдельное место в театральной жизни Москвы. Спектакли “Старосветские помещики” в святоотеческой литературе”, “Это сам Христос-малютка”, “За Русь Святую!”, “Ванька, не зевай!” и “Живы будем – не помрём!” (по произведениям В.М. Шукшина), “Духовные очи” (по произведениям С.А. Нилуса и И.С. Шмелёва), “Великая княгиня Е.Ф. Романова. (Возвращение)” стали лауреатами многих фестивалей, в том числе VII Международного театрального форума “Золотой Витязь” в Москве “За утверждение православных идеалов в русском театре”. Совершенно органично в постановках “ГЛАСА” звучит хоровая музыка в исполнении артистов, каждый спектакль имеет пластическое решение, оригинальную сценографию.

Все это – позицию, профессионализм и стилистику – могла видеть публика в спектакле “Рубцов” по мотивам лирики почти забытого сегодня поэта.
Современник знаменитых шестидесятников Николай Рубцов не шагал с ними в ногу, не воспевал власть Советов. Идейный кризис, сплотивший поколение Вознесенского и Евтушенко, верующего поэта обошел стороной, а модернистские эксперименты с формой ему заменяла певучесть слога.

Деревенская лирика Рубцова, своей интонацией и настроением продолжающая линию Кольцова – Есенина, видимо, слишком современна, чтобы стать классикой, и, наверное, слишком старомодна, чтобы быть на слуху. Во всех его стихах, многие из которых стали песнями: “Я буду долго гнать велосипед”, “В горнице моей светло”, “В минуты музыки печальной “, и менее известных пронзительно звучит судьба самого поэта.

Этой мелодией до краев наполнен спектакль “Рубцов” (режиссеры Никита Астахов и Татьяна Белевич). Мизансцены выстроены, как старые фотоснимки, и освещаются яркими вспышками. Вот маленький Коля (Дмитрий Швецов) с семьей, которая неумолимо редеет: уходят сестры, брат, отец (Лев Павлов), мать (Лариса Хорошилова)… “Как много желтых снимков на Руси В такой простой и бережной оправе!” Черно-белые фотографии украшают декорацию в виде деревянной стены сельского дома с многочисленными полочками. На них — сухоцветы, иконы, книги, кувшины и лампадки. За стеной высится огромное колесо из Архангельской области.

Актеры поют, как дорожную песню, судьбу поэта под гитару и гармонь очень искренне и очень по-русски. Диапазон — от разухабистой пляски до тихого исповедального признания в любви к родине. Оживают почти забытые теперь слова: дожинки, овин, горница (не просто комната, а символ первой христианской церкви — напоминают артисты).

Как на старой кинопленке, меняются время и лица. Вприпрыжку проскачет по сцене детство с барабаном на шее и изумрудным раскрасом ветрянки. Юношеские мечты пройдутся нетрезвой моряцкой походкой. Зарябят тельняшки, и сменит буги-вуги “ужасный рок-н-ролл”. Москва, Литинститут, и вот уже озорная ватага сокурсников празднует издание первого поэтического сборника Рубцова и сочиняет музыку на его стихи. Даже сварливая соседка, прибежавшая на шум, и та подпевает: “Я буду долго гнать велосипед”, а комендант общежития вместо того, чтобы сделать выговор и разогнать студенческую пирушку, просит у поэта автограф. Такое вот искушение славой.

В калейдоскопе “блистательной судьбы” картины из жизни рифмуются, как строки: “Мимо могильных плит, Мимо церковных рам, Мимо семейных драм…” Из спектакля мы не узнаем, из какого сора росли стихи: ни про алкоголизм, ни про ужасный конец Рубцова, дважды им же самим предсказанный. Услышим лишь, что он погиб от рук любимой женщины, на Крещение. И недоговоренность, тайна закроют язвы земной жизни. Он ведь безупречно музыкален и чист душою – щемящая, мерцающая божественной гармонией поэзия станет похвальным словом Николаю Рубцову.
Иду за кулисы, повторяя любимые строчки: “Звезда полей во мгле заледенелой, Остановившись, смотрит в полынью…” Разговариваю с актером театра Дмитрием Швецовым, исполнявшим роль поэта.

– Скажите, Дмитрий, лично Вам что сегодня кажется важным в поэзии и жизни Николая Рубцова?
– Простота и наивность в выражении чувства! Живой обнаженный нерв. Открытость без всякой иронии и самоиронии, которые так разъедают нашу жизнь. Тот самый наивный детский пафос, которого почему-то стесняемся мы, взрослые.
– А каким образом к Вам пришла эта роль?
– Я недавно увидел моноспектакль “Рубцов” в видеозаписи с актером “Маяковки” Алексеем Локтевым. Он, помните, играл с Никитой Михалковым в фильме “Я шагаю по Москве”. Меня поразила не столько эта интересная работа, а то, что Алеша Локтев, погибший в автокатастрофе в конце 1990-х, в том спектакле говорит: “На Руси так ведется – если один человек уходит, а он очень нужен, то на его место встанет другой”. Представляете? И я понял, что это мне послание от Алеши, которого уже не было с нами. И сказал себе: “Я сделаю это”. И восстановил тот моноспектакль. А когда в театре увидели, решили сделать его большим, с вокальными, хореографическими и т. д. красками. Так родился наш “Рубцов”.

На премьере побывала Наталия Иванова