Святитель Димитрий Ростовский

28 февраля – День памяти Святителя Димитрия Ростовского.

Святитель Д. РостовскийЖизнь, прижизненные деяния, и значение богословских трудов крупнейшего церковного деятеля Российской империи святителя Димитрия Ростовского, драматурга и режиссера, необычайно интересна. Для деятелей театра важно, что он первым в России дал импульс сценическим опытам, фактически став предтечей зарождения русского театра, начало которого мы прочно связываем с личностью актера Федора Волкова, родившегося на Ярославской земле. Ярославская земля стала и последним местом бытия Святителя, здесь он и упокоен. Судьба Святителя Димитрия накрепко связана с Украиной и Россией. Многое в его биографии наводит на раздумья о похожести времен: тех и нынешних.

«Просветительная деятельность св. Димитрия Ростовского далеко не определена в истинном и точном ее значении ни в истории Русской церкви, ни в истории Русской литературы.

Личность св. Димитрия интересна нам своей принадлежностью к духовному театру. Его духовные драмы «На Успение Пресвятой Богородицы» и «Рождественская драма», сочиненные в начале 1700-х, до сих пор востребованы в театрах России.

Приглашаем читателя поговорить об этом истинном служителе Господа нашего Иисуса Христа.

 

Из книги священника М. С. Попова «СВЯТИТЕЛЬ ДИМИТРИЙ РОСТОВСКИЙ И ЕГО ТРУДЫ» С-Петербург, типо-литография М.П. Фроловой, Галерная, 6, 1910

Деятельность Димитрия в Ростове

(публикуется с сокращениями)

…На Ростовскую кафедру Димитрий прибыл 1 марта 1702 года. Он сначала приехал в Спасо-Яковлевский монастырь, находящийся на окраине города по дороге из Москвы. Помолившись здесь, он указал в юго-западном углу храма место, где желал быть похороненным.

Из монастыря он прибыл прямо в Ростовский Успенский собор. После литургии он обратился к пастве с замечательнейшим своим словом, ставшим любимым в простом народе.

«…Меня, хоть и недостойного поставили вам пастырем и вверили мне спасение ваше, которое со страхом и трепетом, как имеющий воздать о вас ответ, приемлю; поэтому я буду знать и соблюдать свои по отношению к вам обязанности, вы же свои, по отношению ко мне, должны знать и исполнять. Я, при помощи Божией, по наставлению апостольскому должен немощи немощных носити, и не себе угождати, но каждому из вас во благое. Я должен вразумлять безчинных, утешать малодушных, поддерживать слабых, быть долготерпеливым ко всем; должен любить добрых, злых же наказывать с милостьию; заботиться о пользе всех, тщательно искать всем спасения, о всех молиться.

И вы, о возлюбленные, меня, по Христе Господе, хотя и грешного пастыря своего, должны знать и являть любовь нелицемерную, почитание без лести и подобающее повиновение и оказывать с усердием.

Если Бог повелел, чтобы я был вам отцом, то и вы будьте присными мне чадами. Если благоизволил Христос, чтобы я был первым между вами, то и вы будьте кроткими и смиренными под управлением первенствующего. Если Дух Святый поставил меня пастырем вам, то будьте мне истинными овцами слушающими, а не преслушающими гласа пастыря своего. Ибо мне вверено неусыпное о душах ваших попечение, “как обязанному дать отчет, чтобы я делал это, с радостью, а не воздыхая”»…

Нового владыку, всю жизнь до 50-летнего возраста прожившего в Украине, поразила церковная жизнь в Ростовской области.

В первый же день бросилась в глаза св. Димитрию небрежность духовенства при совершении богослужения. В быту, жизни и взглядах духовенства Димитрий видел полное невежество, пьянство и безобразные поступки.

Если и в Малороссии духовенство проявляло невежество, то, что сказать о ростовском духовенстве, у которого никакой школы не было? Разница была лишь в том, что в Украине духовенство обособилось от паствы, считая себя выше народа, держало себя с достоинством. В России же, как и вообще в Великороссии, священнослужители ничем не отличались от мужика…

Св. Димитрий рисует яркую картину нравов ростовских. «Неправды и обиды происходят такие, что иногда стыдно и говорить о них. Среди господ – какое-то озлобление на подчиненных. Сладострастие считают высшим наслаждением. Строят храмы, а чужое грабят и воруют. У господ всего довольно для пресыщения, а у бедных крестьян нет и краюхи черствого хлеба. Одни объедаются, а другие алчут.

В темном народе пороки стали бытовым явлением. Там сохранились еще с давних времен гульбища, хороводы, святочные игрища и суеверия. Рассматривая жизнь простого народа, святитель восклицает: «где более воровства, как не в простом народе? Там происходят беззакония, разбои, убийства и такие дела, о которых не только говорить, но в помысле вспоминать стыдно».

— Окаянное наше время! – восклицал святитель в одной проповеди: «Не знаю, за кого приниматься нужнее: за сеятелей или за землю; за иереев или за сердца человеческие?..

«Что другое может вразумить человека, как не учение? – говаривал он. Поэтому принимал все меры насадить школьное образование в своей епархии. Первая Ростовская школа им основанная помещалась в самом ростовском кремле подле архиерейских палат в комнатах садового корпуса. Вербовали в нее детей всякого сословия и состояния, не только духовного звания, но детей горожан, даже нищих. Для святителя все дети были равны и обучение для всех предлагалось бесплатное…

Детей разделили не по возрасту, а по способностям на 2 разряда: лучший и худший; занятия с лучшими и худшими учениками шли отдельно.

Владыка сам влагал душу в школьную постановку. Он ходил в школу, слушал ответы учеников, сам испытывал их. Зимою он читал и толковал им священные книги Ветхого завета, а летом приглашал в свое архиерейское село Демьяны и там занимался с ними объяснением священных книг Нового завета. Постановка воспитания отличалась разнообразием и широтою.

Сам будучи знатоком и ценителем искусства и поэзии, Димитрий не пренебрегал развитием у детей сценического искусства. Дети, более опытные, разыгрывали пьесы, комедии. С позволения владыки они пользовались для декорации и костюмов материей из архиерейской ризницы и, при том, в таком размере, что возбудили неудовольствие стольника Монастырского Приказа. В 1702 году представлена известная комедия на Рождество Христово. Был тут и владыка. В 1704 году они разыграли пьесу «Венец великомученику Димитрию» в стихах. Сам владыка сочинил для них диалог на Воскресение. Иногда давалась комедия на Рождество Христово. Драматическое построение «стихов страстных», сочиненных св. Димитрием, дает повод предполагать, что дети разыгрывали и эту пьесу. По смыслу пьесы на сцену выходило 11 отроков с предметами, бывшими при распятии Господнем, например, вервью, бичом, терновым венцом, молотом и др. и в стихах выражали скорбь и страдания Его.

Разнообразие школьной жизни и самодеятельность способствовали сознательному развитию детей. Свобода царила и в педагогических приемах. Ученикам предоставляли самим приготовлять уроки. Владыка лично увещевал их учиться, в поощрение раздавал им по грошу денег. Успевающих уподобляли в похвалах кедру ливанскому, кипарису или финику, тогда как худых учеников величали ракитою, горькой осиной и другими менее звучными прозвищами…

Владыка снисходительно относился к виновникам, если они сознавались в своих проступках. За сознание в лености и шалостях обещалось всегда помилование. Но были ученики, не думающие об исправлении. Таким детям сам владыка грозит наказанием даже плетью…

Одновременно в школе учили и писать, и искусству петь. Владыка был большой любитель пения, в молодости даже нес послушание церковного пения…

Школьники заменяли святителю семью и друзей в тяжелые минуты одиночества и болезни. Он сам их причащал, сам и исповедовал, убеждая усердно молиться, жить в чистоте, целомудрии и воздержании…

К огорчению владыки школа существовала только три года. После одной из своих поездок в Москву в 1705 году святитель уже не нашел ее: учеников распустили, по приказанию стольника Монастырского Приказа Воейкова. Досада святителя выразилась в горестном его письме к митрополиту новгородскому. «Я завел было латино-греческое ученье, поучились два лета не больше, стали и грамматику не худо разуметь… Но вознегодовали питатели наши (из Монастырского Приказа), будто бы много выходит на учителей и учеников издержек. И уже все то, чем должен архиерей питаться, от нас отнято, не только вотчины, но даже и венечные памяти».

Но дело просвещения св. Димитрий не покидал. Он приказывает священникам, чтобы они сами учили своих детей грамоте, читать, писать и понимать, что читают. Убеждал их через пастырские послания отдавать детей в Ростовское училище, где безденежно учат, чтобы им не быть глупыми, а когда будут священниками, то могли бы учить народ и по книгам, и живым словом.

Дело св. Димитрия не пропало бесследно. За Петровское время стали появляться школы и в других епархиях. Это дало повод правительству сделать общее предписание всем архиереям заводить школы при их домах на свой счет.