Поговорим о таланте

ГЛАС-КЛУБ открывает цикл бесед с художественным руководителем «Русского духовного театра «Глас», заслуженным деятелем искусств РФ Никитой Астаховым о нынешнем состоянии театрального дела. Начнем издалека – с таланта – как главного источника любого художественного явления, в том числе и сценического. Тема эта большая – поэтому разговор будет с продолжением.
Приглашаем желающих присоединиться к обсуждению того, что есть талант и какова его роль.

– Никита Сергеевич! Кому же дается талант?

– Батюшки говорят: талант дается всем. Талант закладывается в сущность человека. Таланты есть разные, всякие. Разновидностей – великое множество. И дается талант человеку для разного времени его (таланта) проявления, в целях достижения результата. У нас любят говорить: вот талантливые дети, давайте из них будем создавать будущие элиты, давайте собирать их, растить… И забывают, что один человек может проявить талант в раннем возрасте, а другой на закате своей жизни. Есть в природе такая подвижность в циркуляции таланта.

Н. Астахов: Важно понимать, что любой талант рассматривается не с эгоистической точки зрения, а с точки зрения ответственности перед обществом, перед миропорядком, потому что талант служит не себе любимому…

– А почему все, связанное с проявлением таланта, происходит в разное время?

– Для установления миропорядка, для гармоничного развития человечества. Потому что развитие общества и идет всегда вперед, именно, в результате таких вот «всполохов» человеческих талантов (мы говорим сейчас применительно к художественным талантам), они дают направление развития, именно, в это время и, именно, для этого возраста носителя таланта, художника, и потому что именно так полезней сегодня для общества. Важно понимать, что любой талант рассматривается не с эгоистической точки зрения, а с точки зрения ответственности перед обществом, перед миропорядком, потому что талант служит не себе любимому (тогда это уже не талант, просто «прыщ на ровном месте»), а несет нагрузку серьезную и ответственную.

Таланты разные, талантов много… Один рисует, другой поет… Вот у великого Щепкина (по утверждениям современников) голос был – «три ноты», очень слабенький. Но у него был особый талант доведения звука до зрительного зала. Когда он работал на сцене, то на любой галерке был слышен даже его шепот. Ну не было у него такого мощного голоса, как у его последователей: Остужева или Качалова, но особый талант его актерской природы был настолько силен в нем, и его было так убедительно слышно всем, что ему даже невольно отвечали из зрительного зала. Когда Щепкин играл Подколесина в «Женитьбе» и произносил текст роли, адресованный прачке, надевая при этом, выстиранный ею воротничок на сюртук: «Ты ей скажи, Степан, что если она, глупая, так будет гладить белье, то найму другую. Она, верно, с любовниками проводит время, а не гладит», то тут же с галерки раздался голос служанки гениального артиста, приглашенной им на спектакль: «Михайло Семеныч, ну, я же вам так все отгладила… А женихов у меня вообще нету». Так она поверила в его актерскую убедительность, что приняла все на свой счет. Убедительность для актера – это такой особый талант.

Н. Астахов. Русский театр (в особенности) развивается в направлении беспокойства о душе человеческой.

– Талантов разных много. А в чем особенность именно сценического таланта?

– Сценический талант заключается в мгновениях радости для актера, охватывающих его от того, что он приносит радость зрителю. Актер – профессия молниеносная, сиюминутная. Засияла, осветила и ушла. Актерский талант – не в том, чтобы дразнить зрителя, шокировать его или доводить до экстаза, а чтобы производить в душе зрителя озарение. Русский театр (в особенности) развивается в направлении беспокойства о душе человеческой. Сегодня театры технически хорошо оснащены, в спектаклях много внешних эффектов. Так и должно быть. Но техника техникой, а разговор о душе, особенно в русском театре, должен глубже развиваться, опережая уровень развития техники, а не наоборот. Иначе мы превратимся в какое-то сплошное техническое шоу, задача которого только шокировать и эпатировать публику.

– Значит талант – духовная категория?

– Талант – духовное пространство. Есть материальное пространство, но больше и выше его – духовное пространство.
Ведь Щепкин, говоря об актерах, тоже не раз упоминал о двух пространствах. Актер живет в сегодняшнем дне, но с учетом предлагаемых обстоятельств, в которых живет его герой. Он как бы соединяет эти два пространства. Великий Щепкин говорил, что в нем на сцене всегда два человека: один говорит, другой слушает.

– Если театр сиюминутен, то… зачем он нужен?

– А зачем нужна сиюминутная наша жизнь? Сия минута… Миг… Это и есть жизнь. Ведь человек живет как бы между прошлым и будущим. То есть, в сию минуту. Минута прошла – и ее нет больше. Есть воспоминание о ней.

Природа жизни человеческой действительно сиюминутна.

Конечно, у всех есть планы, перспективы, задумки и наоборот, то есть назад: горести, сожаления: о том, что произошло раньше, что уже упущено. В этих двух направлениях человек и разбирается. Но сама-то жизнь – сиюминутна. И именно актерское дело впрямую соотносится с этим законом жизни человеческой. Оно (мастерство) сопряжено с человеческой жизнью. В живом (не картина, не скульптура) плане сопряжено. Актеры выходят на сцену в реальности, они живут в ней, как и люди, сидящие в зале. Но есть здесь большее и, наверно, самое важное в театре – это общая жизнь: зрительного зала и актера на сцене, именно, в то мгновение, когда актер живет в рисунке роли. Это внутреннее соединение: люди дышат, им больно за что-то, они переживают по поводу всего, что происходит с героем (они вместе с ним в каждый миг). Они – сочувствующие. Это же огромная радость для актера – вызывать сочувствие в зрительном зале к происходящему на сцене.

Потому актерская профессия бессмертна, а сам театр будет существовать вечно, (он не подлежит уничтожению) пока на земле будет хоть один зритель. Человек не может жить без сочувствия.

Нам не дано предугадать
Как наше слово отзовется
И нам сочувствие дается
Как нам дается благодать.

Ф.И. Тютчев.

Вопросы и литературная редакция: Александр Юрьев