Пресса

Русскiй Духовный Голосъ. Быть ли православному театру?

ЖУРНАЛ «РУССКИЙ ИНОК»
Рубрика: АСКЕТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО
№8 (171) Апрель, 2003

Татьяна Филипьева


Въ тихой, удаленной отъ мiрской суеты американской деревне есть община въ честь преподобномученицы Елизаветы Феодоровны, где живутъ и спасаются трудомъ, постомъ и молитвой невесты Христовы. Любезно приняли они меня пожить въ одномъ изъ ихъ домиковъ. Въ моей маленькой келлiи надъ изголовьемъ кровати виситъ черно-белая фотографiя Княгини Елизаветы въ беломъ апостольнике, а ниже въ рамочке – красиво вышитыя крестомъ на беломъ фоне слова Iисусовой молитвы на англiйскомъ языке. Сижу я въ полной тишине, смотрю на высокiе сугробы снега за окномъ и вспоминаю, что въ далекой отсюда Москве, на улице Малая Ордынка, въ доме номеръ 30/6 хранится земля, взятая у шахты подъ городомъ Алапаевскомъ, где погибла благоверная Великая Княгиня Елизавета Феодоровна.

Взяли эту землю со святого места Никита и Татiана – православные мужъ и жена, да и положили въ пакетике за иконку Владимiрской Божiей Матери. Спустя восемь месяцевъ пригласили ихъ выступить на телевиденiи въ передаче о Елизавете Феодоровне. А Никита возьми да предложи режиссеру: “У насъ земля есть. Покажемъ ее”.

Привезли на телевиденiе землю, а она благоухаетъ. Студiя огромная, ароматъ волнами бьетъ по ней, такой сильный. А происходило все это накануне прославленiя Елизаветы Феодоровны. Ну, не чудо ли Божiе!

И вотъ вижу въ памяти моей, какъ иду я по Малой Ордынке въ этотъ самый домъ номеръ 30/6, – одинъ изъ милыхъ особняковъ старой Москвы. Уже много летъ я пыталась прiйти сюда. Слава Богу, сподобилась! Неброскiй парадный входъ, и я попадаю въ небольшое уютное фойе, украшенное полотнами художника-священника Александра (Егорова), бывавшаго несколько летъ назадъ въ Свято-Троицкомъ монастыре въ Джорданвилле. Прямо напротивъ входа -домовая часовенка съ церковными свечами и иконами, есть на что перекреститься православному гостю. Въ углу притулилась крошечная раздевалка. Нетъ, не съ нее начинается единственный въ мiре православный театръ “Гласъ” (отъ древнерусскаго звучанiя слова “голосъ”). А пришла я смотреть сценическое действо о былыхъ подвигахъ Россiйскаго воинства подъ милостивымъ покровительствомъ Божiей Матери. Небольшая сцена, маленькiй зрительный залъ, но нетъ пустующихъ креселъ.

Гаснетъ светъ. Передъ нами – особо освещенное и оформленное пространство сцены. Людей нетъ. Но есть ощущенiе присутствiя множества русскихъ воиновъ разныхъ эпохъ нашей многострадальной родины, хотя видимъ мы только ихъ воинскiе мундиры, доспехи и оружiе.
Звучитъ песня въ исполненiи убiеннаго русскаго поэта, певца и композитора Игоря Талькова: “Листая старую тетрадь разстреляннаго генерала, я тщетно силился понять…”

Съ первыхъ же мгновенiй зрители, среди которыхъ много подростковъ-мальчиковъ изъ какого-то прiюта, захвачены происходящимъ на сцене. Но мы не просто пассивные зрители, мы и активные участники разговора, который ведутъ съ нами актеры.

Зачемъ обычные люди идутъ въ театръ? Возможно, чтобы развлечься, разслабиться, отвлечься отъ повседневныхъ делъ, отдохнуть, наконецъ. Отдохнуть мне не пришлось. Это была настоящая серьезная работа ума и души. Передо мною словно ожили святые, къ которымъ не разъ я обращалась въ молитвахъ: святой великомученикъ Георгiй, святой равноапостольный князь Владимiръ, святой князь Димитрiй Донской. Такая встреча не можетъ оставить равнодушной верующаго человека. Чувство остраго эмоцiональнаго переживанiя испытала я и при встрече съ героями войнъ, где въ тяжелыхъ битвахъ решалась судьба моей Россiи.

Всемъ строемъ спектакля авторы его Никита Астаховъ и Татiана Белевичъ утверждаютъ мысль: только глубокая православная вера укрепляла духъ русскихъ воиновъ и вдохновляла ихъ на победу Святой Руси въ борьбе съ супостатами всехъ мастей на протяженiи тысячи летъ.

…Черезъ несколько дней я вновь спешу въ особнякъ на Малой Ордынке. Государственному русскому духовному театру “Гласъ” уже исполнилось 12 летъ, но въ этомъ доме театръ расположился не такъ давно.

На этотъ разъ – спектакль “Рабъ Божiй Николай” – новое обращенiе къ Гоголю. И снова въ зале нетъ свободныхъ местъ, и снова среди зрителей много детей. Какая радость! Наша молодежь ныне погружена въ пучину матерiальнаго, бездуховнаго, пошлаго, а часто и откровенно бесовскаго мiра. Утрачены въ соцiуме нравственные орiентиры, забыты духовныя традицiи. Сохранились, правда, ихъ отголоски. Говорятъ, напримеръ, о чемъ-нибудь: “Это надо знать, какъ “Отче нашъ”…” Такъ кто же нынче помнитъ и творитъ эту молитву? На занятiяхъ по психологiи общенiя я спрашивала у своихъ 20-40 – летнихъ слушателей: “Кто можетъ прочесть “Отче нашъ”…”? За десять летъ преподаванiя нашлись всего три человека, которые смогли это сделать.

А тутъ со сцены устами героевъ “Старосветскихъ помещиковъ” читаютъ и поютъ молитвы, прiобщая зрителей къ духовной работе. Хорошо сказано о спектакле въ рекламномъ буклете: “Трогательное описанiе простой жизни безхитростныхъ людей неожиданно превращается въ философскую притчу о жизни и смерти, о неизбежной греховности и неотвратимой расплате за каждый – и самый маленькiй – грехъ”. “Помните объ этомъ, – призываетъ спектакль, – ибо каждый изъ насъ уйдетъ изъ этой жизни туда, где придется ответить за все”. Богатая палитра эмоцiональныхъ реакцiй возникаетъ у зрителей: есть чему порадоваться и даже посмеяться, есть о чемъ крепко призадуматься, взгрустнуть и даже поплакать тихими светлыми слезами. Спектакль вновь открываетъ намъ хорошо знакомаго съ детства Гоголя, но съ другой, доселе неведомой намъ стороны. Въ журнале “Москва соборная” № 2 (3) за 1998 годъ написано, что “постановщикъ спектакля, онъ же и художественный руководитель театра (Никита Астаховъ – авторъ), поставилъ свой памятникъ Гоголю – Гоголю-христiанину, Гоголю-мудрецу, тайноведу, иноку, учителю жизни”. Я съ этимъ полностью согласна.

Всего въ репертуаре театра въ настоящее время, помимо организацiи православныхъ вечеровъ – беседъ, – двенадцать спектаклей. Моимъ третьимъ спектаклемъ стала драма “Китежъ”, написанная более тридцати летъ назадъ игуменомъ Iоанномъ, тогда еще мiряниномъ, и поставленная впервые только теперь. Действiе происходитъ въ вечно Смутное время отечественной исторiи, отягощенной междоусобными бранями и преступленiями, но спасаемой, по милости Божiей, подвигомъ страстотерпцевъ, подобныхъ святымъ братьямъ Борису и Глебу. Драма “Китежъ” пробуждаетъ множество ассоцiацiй, будоражитъ воображенiе и мысль, заставляетъ каждаго, сидящаго въ зале, отъ мала до стара, ощутить бiенiе православнаго сердца и открыть для себя мистическую связь настоящаго съ прошлымъ Святой Руси, заглянуть въ событiя давно минувшихъ летъ и понять причины своихъ бедъ, получить ответъ на свои собственные вопросы.

Очень сильно поставлена сцена покаянiя. Князь Юрiй, роль котораго замечательно исполнилъ заслуженный деятель искусствъ Россiи Никита Астаховъ, стоя на коленяхъ лицомъ къ зрительному залу, воздевъ руки къ небу кается Богу въ присутствiи епископа въ смертномъ грехе убiйства своего родного брата. Невыносима стала тяжесть этого греха, и боль православной души до такой степени нестерпима, что готовъ онъ передъ всемъ мiромъ покаяться, не стыдясь быть опозореннымъ или униженнымъ передъ людьми. Эта волнующая сцена вызвала во мне глубоко личныя переживанiя, связанныя съ моей первой сознательной исповедью въ Спасо-Преображенскомъ храме на Троицынъ день, когда меня уже не сдерживалъ ложный стыдъ, и я готова была предъ всеми, а главное, предъ Богомъ, покаяться, назвать душившiй меня грехъ и темъ самымъ обличить беса.

Лица зрителей были сосредоточены, многiе плакали, другiе напряженно думали, пытаясь постичь глубинную суть таинства покаянiя. Вотъ это, какъ мне кажется, и есть иллюстрацiя прiобщенiя людей къ древнимъ и основополагающимъ традицiямъ и принципамъ театральнаго действа и духовнаго общенiя людей посредствомъ сценическаго искусства. Вместе съ героями спектаклей зрители размышляютъ объ истокахъ русской духовности и о томъ, какъ понимали Святость въ православной культуре и вообще на Руси. Известно, что многiе деятели литературы и искусства, такiе какъ Н. Гоголь, К. Станиславскiй, В. Мейерхольдъ, Г. Крэгъ, В. Брехтъ и другiе размышляли о томъ, что корни театральнаго искусства (да и всей культуры) имеютъ религiозную основу. Съ религiи это начиналось, на религiю должно и опираться. Не случайно и святитель Димитрiй Ростовскiй тоже писалъ театральныя пьесы для православныхъ зрителей.

Господь явно помогаетъ директору театра Татьяне Георгiевне Белевичъ и художественному руководителю Никите Сергеевичу Астахову въ ихъ уникальномъ и необыкновенномъ деле. “Главная наша задача – нести съ театральныхъ подмостковъ неискаженное Слово Божiе”. За этими словами Никиты Астахова – трудная ежедневная работа. Театръ не пытается подменить церковныя службы и домашнiя молитвы, но со всемъ его необычнымъ коллективомъ онъ старается помочь духовному просвещенiю людей, насильственно оторванныхъ отъ веры и культуры предковъ, наглядно являя великую христiанскую религiю въ ея самобытномъ православномъ русскомъ варiанте. Здесь многiе зрители впервые могутъ услышать отрывки изъ духовныхъ сочиненiй Н.В. Гоголя, духовныя народныя песнопенiя, тексты изъ Евангелiя, акафистовъ, житiя святыхъ отцовъ, песнопенiя церковнаго обихода, молитвословiя и т. д.

Во всехъ трехъ спектакляхъ, въ те дни увиденныхъ мною, сплетены авторскiе тексты и фольклоръ, современная духовная музыка и духовныя песнопенiя. А зрители вследъ за артистами погружаются въ общiй ритмъ движенiя и развитiя действа, степень духовнаго напряженiя котораго задается музыкой и пенiемъ. Сложнейшiя духовные тексты и песнопенiя захватываютъ всю полноту вниманiя, но видно по лицамъ, что многимъ, сидящимъ въ зале, ихъ надо осваивать заново, поскольку информацiонное пространство современнаго человека, особенно молодежи, занято пустыми, а часто и вредными мыслями, такъ что на душеполезныя знанiя и места не остается. Основываясь на древнейшихъ корняхъ театральнаго искусства и обращаясь къ общей духовно-нравственной коллективной подсознательной памяти, театръ “Гласъ”, его руководители и артисты вместе со своими зрителями стремятся расширить культурное пространство, въ которомъ сiюминутныя ценности измеряются вечными.

Лично я убедилась въ неверности расхожаго мненiя, что театръ и Православiе несовместимы. “Конечно, – говоритъ Татiана Белевичъ, – у насъ нетъ бешеной популярности. Видимо, у насъ иная судьба. Мы должны не пожинать плоды, а, вероятно, сеять семена”.

Стучится въ сердца и умы зрителей своими спектаклями театръ “Гласъ”. И открываются души людей къ воспрiятiю истиннаго, и оттаиваютъ людскiя сердца, и познаютъ люди себя и “други своя”, и кто знаетъ, для сколькихъ людей пролегла дорожка къ храму Божьему черезъ зрительный залъ “Гласа”, сколько людей вспомнили забытую ими Истину, а сколько о ней узнали.

Очень ответственная задача стоитъ передъ коллективомъ театра. Здесь безъ молитвы никакъ не обойтись. Вотъ почему молятся артисты передъ репетицiями и передъ спектаклями, возносятъ Богу и благодарственныя молитвы въ ихъ домовомъ храме, расположенномъ въ одномъ доме съ театромъ.

Я сижу въ моей маленькой келлiи, и смотрю на портретъ страстотерпицы Княгини Елизаветы Феодоровны, и вспоминаю: скоро мне возвращаться домой. Я обязательно пойду въ русскiй духовный театръ “Гласъ”, чтобы увидеть спектакль “Крестъ-хранитель”, ведь эта работа посвящена памяти Новомучениковъ Россiйскихъ отъ безбожной власти убiенныхъ, а въ основе драматической композицiи – судьба Великой Княгини Елизаветы Феодоровны.

Дай, Господи, всемъ братiямъ и сестрамъ изъ театра “Гласъ” по молитвамъ Твоей святой здравiя душевнаго и телеснаго и дерзновенiя духовнаго въ ихъ подвижническомъ деле во славу Божiю. Да сохранитъ Господь всехъ делателей трудной работы на ниве Христовой.

 

 

Джорданвилль-Москва
2002 г.