Новости

Протоиерей Димитрий Соколов: «Сердце женщины, живущей без Бога, становится сокровищем сатаны»

Москва, 26 сентября 2009 года. Служба новостей «Глас».

Сегодня мы хотим познакомить наших читателей с христианским учением о назначении женщины. Труд на эту тему еще в XIX веке написал протоиерей Димитрий Соколов.

В предисловии к четвертому изданию его книги, которое вышло в свет в Санкт-Петербурге в 1898 году, говорится следующее: «Первое издание труда протоиерея Димитрия Соколова “Назначение женщины” пришлось на время жарких споров в российском обществе об эмансипации женщин. Востребованность книги была необыкновенна, она неоднократно переиздавалась и воспринималась, как лучшее лекарство для воспаленных и растленных умов. В сегодняшние времена так называемой феминизации далеко не лишним будет напоминание о великом назначении женщины в свете Священного Писания. Настоящее издание будет очень полезным для чтения в воскресной школе, в семейном кругу. Оно дополнено молитвами, которые сообразуют жизнь женщины с Законом Божиим. Читатель найдет в книге богатейший материал для размышления о вечных добродетелях и духовных ценностях.»

Ниже мы приводим взятые из этой книги мысли о. Димитрия, которые на днях были размещены на сайте ИА «Русская линия».

«Сердце женщины, живущей без Бога, становится сокровищем сатаны»

Протоиерей Димитрий Соколов об истинном предназначении женщины…

Только находясь рядом с Богом, женщина может выполнить свое назначение, в противном случае, сердце женщины, являющееся одним из богатейших сокровищ мира, под действием темной силы становится сокровищем сатаны, отмечает в своей статье, опубликованной на сайте “Православие в Татарстане”, протоиерей Димитрий Соколов.

Рассуждая над вопросом, каково назначение женщины, отец Димитрий отмечает, что расхожее заблуждение, что “поскольку женщина – человек, то и назначение у нее общечеловеческое”, не совсем корректно. “И то верно, что постоянное самоусовершенствование, стремление сделаться по подобию Творца всесовершеннаго, есть общее назначение того и другого пола. Но женщина не только человек, она женщина, и потому, как женщина, должна иметь еще свое частное назначение, отличное от назначения мужчины, будет ли она замужнею женой или нет”.

“Жена-подруга дарована Богом мужу. Она своим живым участием в его блаженстве, своей любовью должна сделать это блаженство полным, её призвание – любовь. Этому призванию соответствует и то место, которое назначено женщине Самим Богом. Место это не унизительное для женщины. Она не ниже мужчины, потому что она не только помощница мужу, она помощница, “подобная ему”, и при этом только условии равенства может оказать ему помощь, в которой он нуждается. Однако же место это второстепенное, зависимое: жена сотворена после мужа, создана для мужа. Как взятая от него, она “кость от кости его, плоть от плоти его” (Быт.2,21), и столь тесно соединена с ним, что он не может унизить её, не унижая самого себя”, – напоминает пастырь.

Кроме того, напоминает священник, после грехопадения, орудием которого стала Ева, “за забвение любви Бог наказывает её жестокими болезнями, при которых часто невозможным становится размножение рода человеческого; за забвение зависимости Он унижает её положение, подчиняет ее мужу: “и к мужу твоему вожделение твое, и он будет господствовать над тобою” (Быт.5,16)”. Но, добавляет он, “между наказанием, положенным жене, и наказанием мужа можно замечать различие, соответствующее различному положению того и другого пола. Наказание жены ограничивается кругом жизни семейной; наказание мужа простирается на всю природу”.

“С этого времени в семье началась борьба. Вместо того, чтобы терпеливо нести наказание за грех и внутренней борьбой, самоисправлением уничтожить беспорядок жизни семейной, муж старается освободиться от бремени забот и трудов, которые он должен был нести на себе по суду небесного правосудия. Все эти заботы и труды сваливая на жену, муж, увы, оставляет за собой одно право: приказывать и господствовать. Жена вследствие этого из подруги становится сначала работницей, потом рабой. Она стремится не только освободиться от рабства, но и приобрести власть над мужем, а не имея сил на это, прибегает к хитрости и лукавству. Началась борьба деспота с рабой”, – пишет отец Димитрий.

Средством же излечения от этого стало рождество Господа через Пречистую Деву: “Пресвятая Дева, по силе любви и смирения, приняла в Себя Бога и воплотила Его. Жена возвратила мужу то, что отняла у него; возвратила безмерно больше, чем тот потерял через неё, и тем освободила себя от рабства. Богоматерь Мария – образец любви! Но помните. Она освободила женщину от рабства не восстанием против мужа, а смирением. И после Своего великого дела, Она все-таки осталась в скромном положении семейной жизни. Вознесенная превыше Херувимов и Серафимов, Она, так сказать, скрывается за Сыном Своим во время земной Его жизни; не видно Её и впереди учеников Христовых, хотя Она и пользовалась у них глубоким уважением. Вот идеал женщины-христианки!” “На любовь и скромное положение в жизни указывают и те отношения, в какие христианский брак ставит жену по отношению к мужу. Жена призвана любить мужа, как Церковь любит Христа (вне любви нет другой связи между Христом и Церковью), и по силе этой любви подчиняться мужу, как Церковь Христу, потому что царство благодати есть царство любви, а не рабского страха”, – добавляет пастырь.

“Женщина, таким образом, по учению Св. Писания, подруга, данная мужу, которая должна, по побуждению любви, трудиться для его блага и преимущественно для блага вечного, находя в своем скромном положении средства для успеха”, – констатирует священник.

При этом, указывает пастырь, “отнять у женщины её женственность – значит уничтожить в ней женщину”. “Иногда задают вопрос: равняются ли способности женщины способностям мужчины? Они ни равны, ни неравны; характер их другой, премудро приспособленный к другой цели. Нам представляется, что для выполнения обязанности мужчины женщина не имеет таких способностей, или, лучше сказать, дело мужчины – дело не её способностей. (…) Что же касается до круга деятельности, определяемого пределами семейной жизни, круга, тесного по пространству, но обширного по своему влиянию, то здесь её способности выше способностей мужчины, а точнее – она имеет такие способности, каких мужчина не имеет. Здесь она является полной госпожой; здесь обширною поприще, на котором она может показать все силы своей души, не поражающие блеском, а пленяющие своим нежным характером, своей женственностью”, – отмечает он. Рассуждая о щедрых дарованиях, которыми Бог наделил женское сердце, отец Димитрий также обращает внимание и на то, что враг рода человеческого посеял в этом же сердце другие семена, предав ложное направление тем средствам, какие даны были женщине от Бога для выполнения своего призвания. “Под его таинственным и страшным влиянием все приняло превратный вид: деятельность сделалась суетливостью, наблюдательность перешла в пустое любопытство, острота ума обратилась в лукавство, проницательность – в дерзость, быстрота взгляда – в ветреность, нежность – в кокетство, вкус – в изысканность, подвижность впечатлений – в каприз, способность проникать в сердце сделалась интригой, влияние – деспотизмом, нежность природы – раздражительностью, потребность быть полезною – жаждою нравиться. И два главные стремления, указанные нами в женщине – скромность и любовь – получили превратное направление”, – пишет пастырь.

“И вот она не сомневается уже ни в своих познаниях, ни в своих силах, не терпит противоречий, не желает даже понять их и, нечувствительно для самой себя, переходит на путь гордости, – пишет протоиерей Димитрий. – Далее: в силу потребности любить и жертвовать собою, при ложном направлении всех наклонностей, женщина хлопочет о самой себе до самозабвения, делается ревнивою и завистливою. Так сердце женщины, одно из богатейших сокровищ земных, перестав быть сокровищем Божиим, становится сокровищем врага рода человеческого”.

“Назначение женщины – быть для мужчины помощницей ему. А первая помощь, какой вправе ожидать мужчина от женщины, это помощь духовная. Женщина должна не только даровать мужчине утешение в жизни настоящей, но и помогать ему в достижении жизни вечной. Не одна истинная, полная любовь требует этого, а любовь, предпочитающая вечное временному”, – заключает протоиерей Димитрий Соколов.

Благодарим читателей сайта театра за ознакомление с этим материалом и напоминаем им, что у Бога все живы. Поэтому отец Димитрий обращается к нам как наш современник. И его слова не утратили свою актуальность и в наши дни.