Новости

День России – Дома Пресвятой Богородицы

Москва, 25 сентября 2009 года. Служба новостей «Глас».

Сегодня Православная Церковь отмечает отдание праздника Рождества Пресвятой Богородицы. Этот праздник, который православные христиане встретили 21 сентября с.г. по новому стилю, на протяжении долгого времени отмечался в нашей стране как День России. Предлагаем нашим читателям материал на эту тему Ольги Церпинской, который появился на сайте общественно-научного портала «Социальное богословие».

День Дома Богородицы: Почему в Российской империи день России отмечался в день Рождества Божией Матери?

Каждый год, 21 сентября по новому стилю Русская Православная Церковь молитвенно отмечает праздник Рождества Богородицы. Однажды я слышала, как простая женщина в храме тихо говорила стоящей рядом подруге: «Рождество Богородицы – рождество всех святых! Не было бы его – ничего бы не было». Таким значением в сознании современных верующих обладает этот праздник.

Однако в Российской империи 21 сентября был днем особых тожеств, причем не только церковных, но и сугубо государственных. В праздник Рождества Богородицы отмечался день России. В современных реалиях эта замечательная традиция была забыта, но потребность в создании подобного государственного праздника осталась.

Была такая потребность и раньше. 21 сентября 1862 года торжественно отмечали 1000-летие России. Сегодня единственным напоминанием о пышных тожествах остается памятник работы Михаила Микешина, находящийся в новгородском кремле – знаменитый памятник Тысячелетию России. Открывали памятник с пышностью, присущей событию, в присутствии императорской фамилии.

Что же послужило причиной для выбора именно этой даты? Для ответа на этот вопрос необходимо вспомнить, что позволяет этносам ощущать себя единым народом? Ведь Россия в этническом понимании всегда была очень сложной территорией. Как правило, это моменты, в которые человек может забыть обо всем, кроме своей страны. К сожалению, чаще всего такими моментами в нашей истории были войны. И именно 21 сентября 1380 года войска князя Дмитрия Донского одержали победу на Куликовом поле. Это событие примечательно не только воинской доблестью и последовавшим за ним постепенным освобождением Руси от ига, но и тем, что представители различных этносов, социальных слоев, возрастов сплотились ради достижения одной, общей цели, как бы патетично это не прозвучало сегодня – возможно, нет слишком высокого стиля для описания ратных подвигов. Другой вопрос, за что воевали? Вряд ли все в рядах войска Дмитрия Донского были политически просвещенными и сознающими свою исключительную роль в формировании новой государственности. Скорее всего, в такие минуты на первый план выходит другое, высшее, с нашей точки зрения, понимание территории – страна. Наиболее очевидно это было в годы Великой Отечественной Войны, когда люди, далекие от любви к существовавшему тогда строю, отдавали жизни: не за государство – за страну. Таким образом, дата всеобщего и успешного единения на поле битвы была выбрана для празднования дня России.

Возможно, на выбор повлиял и тот факт, что, по преданию, 21 сентября, только 862 года, на княжение были призваны варяги Рюрик, Синеус и Трувор. Оставляя историкам вопрос, кто же приехал на княжение – три родственника или все-таки один Рюрик с двором и дружиной (а есть мнение, например, академика Рыбакова, что «Синеус» и «Трувор» – не имена, а именно «дом» и «дружина») – хочется уточнить один эпизод, важный для нашего разговора: каким образом были призваны варяги? Согласно «Повести временных лет», славянские и финские племена объединились и изгнали варягов, после чего начались межплеменные войны между ними самими, возможно, после смерти новгородского посадника Гостомысла. Таким образом, воевавшие вместе племена могли быть объединены Гостомыслом, но его смерть ввергла зародившуюся уже Русь в междоусобицы. И, очевидно, достойного преемника Гостомыслу в самих племенах не нашлось. Понятно, что с большей долей достоверности о происходившем в те годы мы не узнаем. Но для нашего разговора принципиально важен момент, что государственность, конечно, могла зародиться и в легендарном 862 году, но осознание племенами себя как страны появилось немного раньше – когда они начали вместе воевать и, победив, не нашли возможность расстаться. И если сами знаменитые слова, положившие начало русской государственности, действительно прозвучали в том виде, как передает их летописец: «Вся земля наша велика и обильна», – они доказывают, что страна уже появилась.

Как эта история оказалась связанной с праздником Рождества Богородицы и с днем России? Ведь в «Повести временных лет» назван год, но не число призвания варягов. Возможно, во внимание был принят тот факт, что Россия, еще задолго до знаменательной Куликовской битвы гордо называлась «Домом Пресвятой Богородицы». И совершенно естественно приходит мысль, что, говоря современным языком, день рождения Хозяйки дома – день рождения и самого дома. Тем более, что Пресвятая Богородица на Куликовом поле в Свой день явила милость защитникам Руси, даровав им победу.