Мы народ царский

Продолжаем разговор на животрепещущую тему – «Русский вопрос». Сегодня беседуем с протоиереем Георгием Докукиным. Отец Георгий – близкий театру человек, он стоял у истоков создания духовного театра «ГЛАС», участвовал в процессе восстановления Храма Христа Спасителя. Батюшку часто можно видеть в театре, а во время церковных праздников он всегда радушно встречает артистов у себя в Храме. Это – Церковь Живоначальной Троицы в Серебренниках в Москве.

Быть ли России империей?

— Отец Георгий, империя, имперскость – эти категории накрепко связаны с Россией. А что же такое – империя?

— Довольно-таки трудно дать определение империи, когда уже нет империи. Каждый воспринимает империю по-своему. Даль определял Империю, как «государство, властелин которого носит сан императора – неограниченного, высшего по сану правителя». Я понимаю российскую империю, русское царство со стороны духовной составляющей. Прежде всего, наша земля  – Русская. А слово «русская» – ассоциируется с понятиями: большая, сильная, крепкая. У нас и просторы – колоссальные и народонаселение – огромное. К нашему сильному и могучему русскому народу, всегда прибегали, да и сейчас находятся в составе страны другие маленькие народы. Без большой, сильной страны им было бы выжить очень сложно. Маленькому всегда нужна поддержка. Вот, Россия и объединяла в себе разные народы. Объединяла она их на основе духа, который был рождён на Руси православным исповеданием веры.

Почему в основе объединения наших народов стоит православие? Потому что православие основано на Боге – на Любви. У нас один народ отвечает за другой народ, так же как один человек отвечает за другого человека перед Самим Богом, а это и есть проявление Любви. С Любви рождалась наша империя. Я считаю, эта форма (империя) была нам передана вместе с принятием христианства. Она пришла к нам из Византии, которая тоже была империя. И тоже православная. Множество ее народов объединяла любовь русского человека к  православной вере.

Поэтому, империя, как я считаю, это очень хорошо. Вот если появляется империя не добра, а зла – это уже плохо.

— Но был период, батюшка, когда нас называли «империей зла», помните?

Да, очень хорошо помню. Но мы не были империей зла. Я бы сказал, что мы были жертвой зла, а возможно ей остаемся и до сих пор. Вы же знаете, что весь мир во зле лежит. Это означает, что зло разлито по всему миру и только там, где люди обращаются к Богу и взыскуют Его благодать, зло терпит поражение и образуется территория добра. Зло активно, оно подобно вирусу, разрушающему организм. Подобный вирус подхватила и наша страна. Самое страшное, что этот вирус пришел к нам через народ, который мы особо должны были бы почитать за то, что в нём родилась  Сама Истина Любви – Господь наш Иисус Христос. Но этот народ отверг Любовь, а  тот, кто отвергает Любовь, начинает жить ненавистью, кто отверг Бога, начинает искать другого, – того, кто ему Его заменит. В те времена мы были поражены злом. Мы предали своего государя и взяли на вооружение коммунистическую, безбожную идеологию. Но мы не были империей зла, мы, как я уже сказал, стали жертвой зла. У зла нет творчества, у зла есть только подражание, зло – обезьяна Бога. Оно быстро с Закона Божьего списало содержательную часть, создав «Кодекс строителя коммунизма», а от Законодателя, т.е. Самого Бога отказалось.

Советский человек обладал двойным сознанием. Он, конечно же, верил глубоко внутри своего сердца в Бога. Сознание его было поглощено коммунистической идеологией, а сердце всегда верило в Бога, всегда считалось, что Любовь – основа всего. Любовь к Родине, Любовь к ближнему, Страдание за Родину, Страдание за ближнего своего, – это и есть основа христианского понимания. Потому мы и войну выиграли, – не могли не выиграть.

На сегодняшний день наш народ переварил коммунистическую идеологию, но не отказался от нее совсем.  Идеология у многих  все та же, правда, больше по инерции, так им удобнее.  Тогда верили в коммунистический  рай  на земле, сегодня – в либеральный.  В те времена идеологию «переплавляли» от христианства, сейчас уже – чисто от зла. Ни о какой Любви в либерализме не говорится. Либеральная любовь направлена исключительно по отношению к себе самому, как у дьявола.

— Может ли империя как форма государственности спасти нас сейчас?

— Нас первоначально должна спасти не столько империя сама по себе, сколько вера в Бога, стремление жить по Божески. Ведь что такое Царство? Это подобие Царства Божия на небе. Вы же читали Библию! Согласно Писанию, Господь создал человека и дал ему в обладание всю землю. Не было у человека в те времена Царя, да и не надо было, ибо Господь руководил им. Человека Бог создал свободным, а  потому Господь иногда оставлял его без присмотра. Когда же первый человек остался один, то по искушению врага Бога совершил зло. А далее по изгнанию из рая брат стал убивать брата (Каин, Авель). Грех начал быстро распространяться по всей Земле. Тогда Господь сказал: слушаться надо Царя. Только с тем, кто верил Ему, Бог мог иметь какие-то отношения. Такого посредника назвали словом «Царь». Хотя у Господа посредниками перед Ним и народом были ещё пророки, которые тоже от лица Бога говорили. Но Цари имели, кроме всего, власть, силу, волю и божественное назначение. Царь был всегда удерживающим народ от зла. Я считаю, царь – это возможность для грешного человека иметь руководство от Бога в своей стране. Конечно, при условии, православного Государя.

Царство может быть только тогда, когда у народа есть высшая идея.  Тогда появляется и правитель, живущий высшей идеей. То есть, царь находится над царством, и система становится  устойчивой. Искусственно построенные системы устойчивыми  быть не могут. Человек, если он Образ и Подобие Божие, то он живет выше, чем земным – Божественным, духовным. Только такие системы, как настоящее царство или империя, могут быть достаточно устойчивыми.

— Кстати, довольно-таки устойчивой была система КПСС.

— Да, так. Это была духовная идея. Потому-то и тяжело было нашу страну в те времена свалить, была партия, которая жила идеями, т.е. духовной жизнью. Пусть партия  была  духовна лишь с приставкой «анти», но все равно люди жили неким внутренним стремлением. Кстати, и Гитлера очень тяжело было развалить, его система сопротивлялась, практически, до самого конца. Потому что у нацистов была идея.

Сейчас у нас нет идеи. Наша система может моментально развалиться в одночасье. Хотелось бы, чтобы она (система) переняла православную идею, и стала бы снова царством. Тем более, что это по душе православному человеку. Потому что настоящий христианин – всегда в душе монархист. Нам надо освободиться, очиститься от греха. Каждый мечтает освободиться от личных грехов: на то есть исповедь, есть покаяние, т.е. самоосознание самого себя. Но у всей страны нашей тоже должно быть самоосознание самой себя. Наш народ предал государя, оттого нам всем так плохо, а чтобы было хорошо необходимо покаяние.

Необходимость этого особо остро ощущает наше духовенство. Почему? Потому что священничество –  одно из первых, кто предал государя. Надо освободиться от этого греха. Но как это сделать? Как подвигнуть страну к покаянию? Исповедь у нас уже была. Наши первые иерархи высказали свое мнение об этом грехе, т.е. признали его, но не было покаяния.

Настоящее покаяние – это самоосознание себя, значит, – изменение своей жизни. Значит, изменение всех направлений бытия собственной жизни.

Покаяние означало бы для нас – отказ от поклонения идолам. Мы ведь вместо Христа, вместо свободы, вместо Любви выбираем новых идолов. Мы выбрали демократию, т.е. выборы власти. А так как Божьего народа в нашей стране мало, то вместо «демоса» мы выбирали всегда «демонов», начиная с коммунистического, посткоммунистического и, заканчивая, нынешнего – либералистического. Вопрос покаяния очень важен для России, только тогда Россия может по-настоящему стать империей. Империей, основанной на Любви.

Как быть с крепостным правом?

— Интересно узнать Ваши взгляды в отношении крепостного права в России (с духовной, конечно, точки зрения). Как к этому факту крепостничества относиться?

— Например, насколько мне известно, во времена Ивана Грозного крепостничества не было. Люди жили свободно. Была идея: государство – вовне, его задача создание условий для мирной жизни в стране, а Государь выполнял функции Удерживающего. Главное – страна. Вне – это  значит, – опричь. Защита страны выразилась в опричнине.

Ну, а дальше, когда возникло  крепостное право, сразу встает вопрос – рабство это или нет? Весь ответ – в отношении к этому явлению. Кто-то называл крепостных людей рабами. Но я назвал бы их просто – крепостными. Я, к примеру, – раб Божий. При этом – свободный человек. Да, я Раб Божий, я служу Богу, я должен исполнять Его волю. Пытаюсь это делать в меру сил. А где-то я раб – ленивый и лукавый. Рабство было везде и всегда. На Западе тоже, вплоть до государственного, колониального рабства. Но у нас на Руси к  рабству относились совершено по-другому. У нас феодалы отвечали за своих «рабов», обязаны были отвечать перед Государем за них. Если Государь кому-то давал землю, это не значило, что новые хозяева землю купили навеки, им Государь давал за заслуги. Но Государь мог и отнять. Это было  естественно и законно, а у того дворянина, который не служил государю, государь мог спокойно всё и отнять. Поэтому, не считаю, что у нас было такое уж большое рабство.

— Но отчего-то Александр II начал его отмену?

— Во-первых, это правильно, потому что весь мир двигался в этом направлении. Во-вторых, тогда мощно пошли разные тенденции: западные, либеральные, – они захватили умы. Но мы и сами могли бы отойти от крепостного права, без всяких со стороны подсказок.

С этого момента, практически, начинается подготовка революции в России. Даже раньше, после Александра I.  Мы эту «заразу» получили в Париже, загнав Наполеона обратно во Францию. Мы заразились там либеральными идеями, – они пошли гулять по миру. Западу надо было разрушить наше царство, отомстить.

Сыны погибели стали уничтожать государственность, национальное самосознание, семью. Сегодня они навязывают содомию и извращения всему человечеству. Они учинили во времени несколько революций: буржуазную, большевистскую (эти революции совершило меньшинство русского народа), а также современные революции  сексуальную, наркотическую и революцию в сфере морали. А ведь начиналось все вроде бы с безобидных лозунгов – «свобода, равенство, братство».

Крепостничество у нас – это  форма единения людей. От слова «крепость». Дворянин считался  как отец, и всё им управлялось. Это была как бы семья. Помещик знал всех своих крестьян, их нужды, их способности и особенности. А сколько горя было после отмены крепостного права! Люди не хотели уходить от своих хозяев. Удар был нанесён прямо по людям, по их душам в те времена.

— Можно сказать, что это русское качество – органичное стремление к такой совместной форме существования?

— Общинность – основная форма существования русского человека. По образцу общины у нас устроена и семья. И церковный приход также построен. То есть, есть глава, есть Христос и есть чада его.

Это сопрягается с идеей имперскости, это свойственное нам, православным, стремление. Такая форма жизненного обустройства длилась столетиями.

Так что в действительности крепостничество – не рабство. Рабством оно становится тогда, когда общество заражается разрушительными идеями. Вспомните, самыми первыми, кто стал отказываться от христианских устремлений, были те, кто находился наверху – дворяне, служившие государю. Они его предали.

Был дворянский путч. Даже Пушкин туда входил. Но Николай I обласкал его, постарался уберечь, изолировать от заразы, и, в конце концов, Александр Сергеевич остался христианином. И ещё каким христианином!

— Вы говорите о монархической идее. Меркантильный вопрос: а как будут жить артисты при монархии? Ведь известно, что артисты в массе своей – нищий народ, хотя и руководствуются всегда в своей работе – идеями.

— А вы знаете, что в царские времена артисты относились к особой, высокооплачиваемой прослойке общества. Есть интереснейшая книга Бориса Галенина – «Царская школа», рассказывающая о культуре, системе образования, здравоохранения и т.д. конца 19-го-начала 20-го века.

Артисты были уважаемой частью общества. На провинциальной антрепризной сцене актеры получали, как правило, 1200-1800 рублей в год. Что превышало актерские оклады в государственных театрах. Минимальным окладом на казенной сцене считался оклад – 600 рублей в год. А оклады наиболее видных актеров императорских театров достигали 12000 рублей в год. Для сравнения столичные адвокаты и профессора имели годовой доход до 2000 рублей. Военные, младшие офицеры получали – 650-1250 рублей в год. Старшие офицеры до 8000 рублей и выше. Так было в 1913 году, в царские времена.

Наш народ должен покаяться в том, что допустил в свое время очернение царя. Самодержавие должно быть восстановлено после глубокого покаяния. Сейчас в мире идет информационная революция и миром правят сатанисты. Им должна противостоять крепкая православная вера. Будет вера, будет и монархия. Мы народ царский. Государь – это воспитатель своего народа.

Это у нас в крови.

Беседовал Александр Юрьев