Пресса

«ГЛАС» звучащий со сцены

Журнал «Боевое братство» №4 (160) 2016

Как привить человеку любовь к Родине, воспитать в нем высочайшее чувство патриотизма? Это вполне осуществимо, если он с детства будет изучать историю страны и семьи. Такое воспитание особенно важно для будущих защитников Отечества. Поэтому не случайно постоянными гостями столичного Русского духовного театра «Глас» являются кадеты.

И это оправданно: репертуар театра как нельзя лучше подходит для представителей юного поколения, которые серьезно готовятся к военной карьере. Здесь ставят спектакли по классическим произведениям русской литературы, входящим в школьную программу. Однако две постановки стоят особняком. Они посвящены героической истории нашей страны и подготовлены с особой тщательностью. Ведь спектакль – это не только сценическое действо, это «погружение» в прошлое, которое начинается с кропотливого изучения архивных документов, свидетельств. Так получилось с одним из первых спектаклей «Гласа», рассказывающем о русском воинстве, «За Русь святую!». Сколько было поднято материала, чтобы воссоздать на сцене образы князя Владимира, Дмитрия Донского, героев двух Отечественных войн! Всем им дала сил и уверенность, во время самых страшных испытаний, православная вера. Создатели спектакля увидели параллели между персонажами разных эпох. В постановке создан удивительный музыкальный коллаж из церковных песнопений, народного фольклора, песен Игоря Талькова.

Название другого спектакля говорит само за себя – «Спасибо деду за Победу!». Ясно, что речь в нем идет о Великой Отечественной войне. Художественный руководитель театра Никита Астахов рассказывает, что сначала хотел пойти проторенным путем – найти в архивах письма офицеров и солдат с фронта, поднять поэзию военных лет… Но потом попросил сотрудников театра поискать нужный материал в своих семейных архивах. Люди стали приносить фотографии, письма, один актер принес дневник дедушки-фронтовика. Он сохранился каким-то чудом и теперь занимает почетное место среди реквизита театра. Удивительно, но в нем очень мало написано о боях, большая его часть – это удивительная история любви солдата к девушке, которая ждала его с фронта. «Основная идея в том, что любовь сильнее войны. И наш спектакль – разговор о верности, больших чувствах, которые не сломить даже в самых жестоких условиях», – говорит Никита Сергеевич. В основе спектакля «Спасибо деду за Победу!» – история автора дневника, песни военных лет, танцы и стихи.

Великая Отечественная война затронула каждую семью в нашей стране, уверены гласовцы. «Есть такие понятия – генетическая память, любовь к Родине, близким», – говорит директор РДТ «Глас» Татьяна Белевич.

Все, что касается участия родственников в защите Отечества, великих исторических событиях, дорого людям. Во многих семьях бережно хранят документы и фотографии, с гордостью рассказывают о своих героических дедушках и бабушках. Чего стоит акция «Бессмертный полк», которая прошла этой весной! Миллионы людей вышли по всей стране, чтобы почтить память своих родных, отстоявших страну в Великой Отечественной войне. Неважно, чей портрет несли они – рядового или генерала, главное, что помнят и осознают всю важность их подвига.

Военная тематика неотделимо связана с патриотизмом и духовностью, считают в театре. Какие громадные внутренние силы, огромная любовь к родной стране требуются человеку, идущему на подвиг! Сотни тысяч молодых людей всеми правдами и неправдами пытались попасть на фронт и бить врага. Одни добавляли год-другой, чтобы «достичь» призывного возраста, многие отказывались от брони. Все ради фронта, ради Победы!

Заслуженная артистка РФ Татьяна Белевич вспоминает, что в истории ее семьи есть похожие факты. Отец ушел на фронт сразу же после выпускного бала, ему было всего 17 лет. С боями дошел до Кенигсберга, и вполне вероятно, что эти огненные годы его оберегал переданный его мамой крестик. А сама она, проводив сына на фронт, шила дни и ночи маскхалаты для сибиряков, которые грудью встали на защиту Москвы. Даже в самые суровые атеистические времена люди продолжали хранить святую веру.

Тема патриотизма и духовности поистине неисчерпаема, и в истории России достаточно сюжетов о военных подвигах.

На прошедшем недавно театральном фестивале «Золотой Витязь» спектакль «Корсунская легенда. Похвала Владимиру» Русского духовного театра «Глас» удостоился Золотого диплома. Постановка Никиты Астахова и Татьяны Белевич – своеобразное открытие 2015 года. Новый сценический проект представляет собой исторический, театрализованный экскурс к истокам принятия христианства на Руси. Спектакль создается по мотивам великих древних литературных памятников — «Повести временных лет» и «Слово о Законе и Благодати», а также по ряду других древних источников.

В постановке, перелистывающей яркие страницы истории нашей страны, один за другим оживают сюжеты из жизни известных персонажей древности, тех, от кого зависел приход на Русь христианства: великой княгини Ольга, великих князей Ярослава и Владимира, Константинопольского патриарха и других.

Непривычна форма постановки: рассказ идет от лица монаха, которого играет художественный руководитель театра Никита Астахов, и этот монах находится позади зрителей, которые слышат его голос и видят, что происходит на сцене.

Создатели спектакля пытались взглянуть на прошлое из сегодняшнего времени, «с нашим современным отношением к судьбоносному историческому факту», а путеводной нитью театрализованного путешествия в отечественную историю стал в спектакле летописец Нестор.

Впервые с театральной сцены звучит древнерусский язык устами главных исторических персонажей, который полностью понятен современным зрителям.

В последнее время театр становится все более молодежным. Когда «Глас» только открылся, основу аудитории составила интеллигенция, церковные люди, возраст которых был за тридцать. Но постепенно театр стал «молодеть». В первую очередь это связано с сегодняшним репертуаром, поиском новых тем, форматом подачи. «Глас» упорно ищет свой, идентификационный голос, которой поможет его поклонникам стать душевно богаче.

Журнал «Боевое братство» №4 (160) 2016
Подмостки
Яна ПОКРОВСКАЯ