Новости

Заболоцкий – друг Шукшина

23 декабря в гостях у театра «Глас» на спектакле «Ванька – не зевай», по рассказам В.М. Шукшина, побывал друг Василия Макаровича, известный кинооператор, снявший с Шукшиным, практически, все его фильмы, засл. деят. иск. РФ и Беларуси А.Д. Заболоцкий.

В конце спектакля легендарный гость, вышел на сцену и поблагодарил участников за замечательное сценическое прочтение деревенской прозы Шукшина.

засл. деят. иск. РФ и Беларуси А.Д. ЗаболоцкийА.Д. Заболоцкий любезно ответил на вопросы для сайта театра.

– Анатолий Дмитриевич, на Межрегиональном театральном фестивале «Светлые души», который только что прошел в г. Тольятти, вы были членом жюри. Каково ваше впечатление от показанного там другого спектакля театра «Глас», «Живы будем – не помрем», который также поставлен по рассказам Шукшина?

– Ваш спектакль хорошо прозвучал в Тольятти, почти академически, т.е. гораздо крепче в приложении к Шукшину, в отличие от спектаклей театров других городов России. Тольятти – крупный город. В большом зале театра – всегда было много зрителей. Но и было заметно, что многие плохо знали кто такой Шукшин. Ваш спектакль, в котором явно читается биография Шукшина, заставил людей удивляться и его сложной судьбе, и его замечательному таланту.

– Как состоялось Ваше знакомство с Василием Макаровичем?

– Мы вместе учились во ВГИКЕ. Шукщин – на режиссерском, я – на операторском. Он поступил в 1953 г. В 1954 г. – я. К тому же мы оба из Сибири, как тут было нам не познакомиться.

Потом уже, когда мы оба работали на разных киностудиях (я – «Беларусь-фильм», уже имел к тому времени награды и звания), встретились и говорю ему: «Смотрел твою картину “Странные люди” c Евгением Лебедевым, все – здорово, но снято плохо. Давай, помогу!».

«Давай!», – говорит. И начали работать. Первый фильм – «Печки-лавочки». Много спорили. Он учился тому, как двигаться с камерой, другим профессиональным тонкостям.

– А как он работал с актерами?

– Был очень настойчив, добиваясь от актеров того, что называется «жизнью человеческого духа». Выжимал из артистов – живое, стремился поймать это живое и зафиксировать его в кадре. Чтобы правда была как в документальном кино – безукоризненная.

Помните, как «припечатал он живую жизнь» в «Калине красной»!.. Мало кто так умеет.

– Спустя время, как оценить значение Шукшина?

– Идут годы. И будет только возрастать личность и значение Василия Макаровича Шукшина. Потому что личность его – огромная!
Но, между прочим, она совсем не соответствует, тому выражению, которое получил Шукшин в поставленном памятнике у входа во ВГИК. Как известно, там групповая скульптура трех легенд нашего киноинститута: Шпаликов, Тарковский и Шукшин. Шукшин рядом с ними, стоящими в полный рост, сидит с папиросой в позе бомжа. Так авторы композиции, видимо, «выразили» то, что писатель и кинорежиссер Шукшин – «от земли», совсем забыв о том, что Василий Макарович был интеллектуалом высшей пробы.

Будем бороться! Поднимать Шукшина.