Пресса

Театр впервые заговорил по-древнерусски

В Москве поставлена пьеса о князе Владимире – крестителе Руси

Корсунская легенда«Каким-то чудесным образом нам снова выпала честь оказаться в центре глобальных событий, на этот раз связанных с великим князем Владимиром», — говорит художественный руководитель Русского духовного театра «Глас», заслуженный деятель искусств РФ Н. Астахов. Премьера спектакля «Корсунская легенда (Похвала Владимиру)», (создатели Н. Астахов, Т. Белевич) состоялась в театре «Глас» в нынешнем юбилейном году, проходящим под знаком 1000-летия преставления святого Владимира. «А в 1988 году, — продолжил Н. Астахов, — когда в СССР праздновалось 1000-летие Крещения Руси князем Владимиром, у нас готовился спектакль «Светлое Воскресение», посвященный этому грандиозному событию. Кстати, именно «Светлым Воскресением» театр «Глас» и открылся годом позже, в 1989-м».

«Сейчас же, в 2014 году, — продолжает директор «Гласа», заслуженная артистка РФ Т. Белевич, — театру поступил заказ от Патриархии: подготовить на сцене Зала Церковных Соборов храма Христа Спасителя большую программу к 1000-летию преставления Великого князя Владимира. Создали сценарий на основе древнего литературного памятника — «Повести временных лет» монаха и летописца Нестора. Премьера музыкально-драматического действа под названием «Вот повести минувших лет о том, как была крещена Русь», состоялась в январе 2015 года на торжественном закрытии XXIII Международных Рождественских образовательных чтений. Потом мы повторили его дважды: во время VII Общероссийской олимпиады школьников по вопросам православной культуры и на празднике Дня православной книги там же в Зале Церковных Соборов. В постановках вместе с «Гласом» участвовали другие творческие коллективы и исполнители: концертный образцовый оркестр РЖД, Театр танца «Гжель», Праздничный Патриарший мужской хор Московского Свято-Данилова монастыря, танцевально-хоровой коллектив «Калинушка» из Брянска, автор православных песен матушка Л. Кононова (Вятка) и другие».

«С древним материалом за это время мы буквально срослись, — рассказывают Астахов и Белевич, — и захотелось создать сугубо театральный, драматический вариант. Началась кропотливая работа над спектаклем, который получил название «Корсунская легенда (Похвала Владимиру)». Потребовались уже совсем иные выразительные средства, как и положено в драматическом театре, где всегда в начале — Слово. Возникло желание усилить значение древней истории. Обратились к книге митрополита Илариона (это впервые на театре!), автора первого литературного произведения на Руси — «Слово о Законе и Благодати» — оно было написано гораздо раньше, чем «Слово о полку Игореве» и «Повесть временных лет»».

Надо обязательно сказать, что главные исторические персонажи в этом спектакле заговорили на древнерусском языке. И это тоже впервые на театре! И производит это совершенно неожиданный эффект. Вслушиваясь в речь наших далеких предков о приходе христианства на русскую землю, начинаешь больше ценить и осознавать их подвиг, связанный с трудным, но единственно верным выбором.

Сценическое пространство обрамлено кулисами, расписанными орнаментальной живописью, отражающей древность. На заднике постоянно возникают видеоряд и тексты исторической тематики. Кулисы первого плана — иконописные портреты. Слева — великая равноапостольная княгиня Ольга, справа — великий равноапостольный князь Владимир (сценография — Т. Белевич, костюмы — М. Филатова).

Роль княгини Ольги, бабушки князя Владимира, исполняют пять актрис: А. Хапкина, Н. Шеховцева, А. Чернова, К. Соломяная и Т. Белевич. Каждая олицетворяет в разные периоды жизни многогранный характер правительницы Руси: полноту любви, жесткость, чадолюбие, стойкость, мудрость.

Ольга была первой русской правительницей, ставшей христианкой. Святейший Патриарх Константинопольский (заслуженный артист Чувашии Н. Калёнов) сказал Ольге, осеняя ее крестом: «Иисус Христос сохранит твое возвращение в землю, которой ты владеешь, чтобы быть как овца среди волков…» (здесь и далее тексты летописца Нестора в современном изложении).

Кульминация линии Ольги — в сцене «Прощание», когда героиня (Т. Белевич) взывает со смертного одра к сыну Святославу (артист А. Яцентюк). «Куда идешь, чужого желая? А свою землю кому поручаешь?.. Уже приближается время моей кончины, я уйду к желанному Христу, в которого верую». «И сподобилась Ольга, — как пишет Нестор, — перейти в обители вечные и удостоиться небесного чертога…».

Вторая (и главная) часть спектакля отдана внуку Ольги — Владимиру, великому князю, которого в народе называют Красное Солнышко, и представляет собой парад мировых религий, проходящих перед князем, желающим обрести веру для себя и своего народа. Ко всем предложениям Владимир отнесся внимательно, но решение выразил твердо. Как бы ни были привлекательны иудаизм, латино-католики, магометанство, представленные в спектакле образно и неожиданно через танец и пение, — Владимир (артист А. Ильин) говорит их посланникам: «Идите, откуда пришли».

А вот слова греческого философа из Византии (артист П. Каледин) нашли отклик в его душе: «Пророки предсказывали, что родится Бог, что распят будет и погребен, но в третий день воскреснет и взойдет на небеса». «Где примем Крещение, братие»? — вопросил князь Владимир у своего окружения… И получил ответ: «В церкви Святого Василия. А стоит та церковь в городе Корсуни, посреди града». Ныне — это Херсонес-Севастополь.

В год, когда принято решение об установке в Москве памятника великому равноапостольному князю Владимиру, крестителю Руси, спектакль Русского духовного театра «Глас» становится звонким, желанным аккордом этому долгожданному событию.

«Корсунская легенда» смотрится на одном дыхании. Почти два часа действа пролетают незаметно, оставляя в душе зрителей яркое, глубокое впечатление об отечественной истории, чувство гордости за Родину и ее святых правителей.

газета «Труд»