Новости

Собор Архагела Михаила – Покровителя Воинства

Москва, 22 ноября 2009 года. Служба новостей «Глас».

Вчера Православная Церковь праздновала Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.

Архангел Михаил — один из высших ангелов, принимающий самое близкое участие в судьбах Церкви. Священное Писание нас учит, что, кроме физического, существует великий духовный мир, населенный разумными, добрыми существами, именуемыми ангелами. Слово «ангел» на греческом языке значит вестник. Священное Писание их именует так потому, что Бог нередко через них сообщает людям Свою святую волю. В чем же собственно состоит их жизнь в духовном мире, который они населяют, и в чем заключается их деятельность — мы почти ничего не знаем, да, в сущности, и понять не в состоянии. Они пребывают в условиях, совершенно отличных от наших материальных: там время, пространство и все жизненные условия имеют совсем иное содержание. Приставка «архи» к некоторым ангелам указывает на их более возвышенное служение сравнительно с другими ангелами.

Имя Михаил — на еврейском значит «Кто, как Бог». Священное Писание, повествуя о явлении ангелов различным людям, собственным именем называет только некоторых из них, — по-видимому тех, которые несут особую миссию в утверждении Царства Божия на земле. Среди них — архангелы Михаил и Гавриил, упоминаемые в канонических книгах Писания, а также архангелы Рафаил, Уриил, Салафиил, Иегудиил и Варахиил, упоминаемые в неканонических книгах Писания. Архангел Гавриил обычно являлся некоторым праведникам в качестве вестника великих и радостных событий, касающихся народа Божия (Дан. 8, 16, 9, 21; Лук. 1, 19-26). В книге Товита архангел Рафаил говорит о себе: «Я — Рафаил, один из семи святых Ангелов, которые возносят молитвы святых и восходят пред славу Святаго» (Тов. 12, 15). Отсюда возникло убеждение, что на Небе существует семь архангелов, одним из которых является архангел Михаил.

Архангел Михаил в Писании именуется «князем», «вождем воинства Господня» и изображается, как главный борец против диавола и всякого беззакония среди людей. Отсюда его церковное именование «архистратиг», т. е. старший воин, вождь. Так, архангел Михаил явился Иисусу Навину в качестве помощника, при завоевании израильтянами Обетованной земли. Он явился пророку Даниилу в дни падения Вавилонского царства и начала созидания Мессианского царства. Даниилу было предсказано о помощи народу Божию со стороны архангела Михаила в период предстоящих преследований при Антихристе. В книге Откровения архангел Михаил выступает как главный вождь в войне против дракона-диавола и прочих взбунтовавшихся ангелов. «И произошла война на Небе: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось им места на Небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною». Апостол Иуда кратко упоминает об архангеле Михаиле, как о противнике диавола. (Нав. 5, 13; Дан. 10; 12, 1; Иуд. 9; Откр. 12, 7-9; Лк. 10, 18).

В духе Священного Писания некоторые отцы Церкви видят архангела Михаила участником других важных событий в жизни народа Божия, где, впрочем, он не называется по имени. Так, например, его отождествляют с таинственным огненным столпом, шедшим перед израильтянами во время их бегства из Египта и погубившим в море полчища фараона. Ему же приписывают поражение огромного ассирийского войска, осаждавшего Иерусалим при пророке Исаии. (Исх. 33, 9, 14, 26-28; 4 Цар. 19, 35).

Церковь почитает архангела Михаила как защитника веры и борца против ересей и всякого зла. На иконах его изображают с огненным мечом в руке, или копьем низвергающим диавола. В начале IV века Церковь установила праздник «Собора» (т. е. совокупности) святых ангелов во главе с архангелом Михаилом 8 ноября.

Михаилу архангелу молятся о сохранении России, об укреплении православного воинства. Этот святой также считается небесным покровителем российских государственных деятелей.

Напомним нашим читателям, что в репертуаре нашего театра есть спектакль «За Русь Святую!». Он повествует о ратных подвигах русских на полях военных сражений, о переломных моментах истории нашей страны. На сцене – воинские мундиры, доспехи и оружие разных эпох, православные символы. Спектакль решен в художественно-публицистическом стиле и представляет собой живую перекличку современников с героями нашего далекого и близкого прошлого в поисках ответа на волнующие вопросы сегодняшнего дня.

В динамичной, эмоционально насыщенной постановке предстают образы святого Великомученика Георгия Победоносца, святого равноапостольного великого князя Владимира и святого благоверного князя Димитрия Донского, героев двух Отечественных войн, наших современников. Всем строем спектакля его авторы, Татьяна Белевич и Никита Астахов, утверждают мысль: только глубоко укорененная православная вера укрепляла дух воинов и обеспечивала военные победы России на протяжении тысячи лет ее государственности. Поэтому, «лишь восстановив благородную преемственность русского религиозного национального самосознания, мы можем рассчитывать на выздоровление». В спектакле звучат религиозные тексты из «Акафистника», «Заступницы Усердной» иеромонаха Филадельфа, русских летописей, тексты святителя Димитрия Ростовского и историка В. Соловьева, звучит Присяга офицера царской армии. В основе музыкального оформления – церковные песнопения, русский фольклор, песни И. Талькова и духовная музыка Сергея Жукова – «Молитвы» и «Акафисты». Тех, кто его еще не видел, приглашаем посмотреть! Следите за нашей афишей на сайте Русского духовного театра «Глас».