Памяти писателя Валентина Распутина
Ушел из жизни великий писатель земли Русской Валентин Григорьевич Распутин.
Как-то сразу померкла жизнь, хоть и солнце в эти дни прощания с писателем в Москве в Храме Христа Спасителя. Отпевание 18 марта совершил здесь Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Похороны состоятся на родине писателя в Иркутске на территории Знаменского монастыря
Перед началом чина отпевания Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл произнес слово, посвященное памяти писателя В.Г. Распутина.
В этом выступлении на примере творчества Валентина Григорьевича Распутина говорится об истинном значении культуры, в противопоставлении ее всем тем примитивным образцам антикультуры, которые заполонили сегодня книжные страницы и подмостки сцены.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Мы провожаем в путь всея земли великого писателя земли Русской Валентина Григорьевича Распутина. История нашей русской литературы явила множество замечательных имен. Писателей, которые отличаются от большинства людей, пишущих художественные тексты, мы называем известными, популярными, выдающимися или великими. Последнее определение дается только тем писателям, которые оставляют особый след в истории литературы, в истории мысли и в духовной истории своего народа.
XX век, в том числе и послереволюционный период нашей истории, отмечен именами писателей, о которых мы можем сказать, что это были великие писатели. Их совсем немного, и еще нет общего мнения, кого из них можно отнести к числу великих окончательно. Но совершенно очевидно, что Валентин Григорьевич Распутин был одним из великих русских писателей XX века.
А каков же главный критерий, который обычно полагают как люди, относящие себя к специалистам в области литературы, так и просто, что называется, широкая читательская аудитория, — какой критерий мы используем, определяя место писателя в этом неформальном табеле о рангах?
Прежде всего, подлинным критерием является время, которое отделяет значимое от менее значимого. С течением времени всё становится окончательно понятным, в том числе и величина того или иного писателя. Но некоторые из писателей уже при жизни становятся великими. И, наверное, самый главный критерий, — это то чувство, которое люди испытывают, и те мысли, которые у них возникают, когда они читают художественный текст.
Литература называется художественной только тогда, когда она создает яркий художественный образ в сознании человека. Она очень важна для формирования человеческой личности, потому что в отличие от других видов искусства, в создании образа участвует не только автор, но и читатель. Когда мы смотрим фильмы, спектакли или телевизионные постановки — мы потребляем созданные образы, не сильно утруждая себя. Вот почему эти виды искусства не могут сравниться с художественной литературой. Читая тексты, мы создаем образ в своем сознании — яркий, убедительный, захватывающий, волнующий душу — мы становимся соавторами. И в этом заключается непреходящее огромное значение художественной литературы. И чем сильнее образ, который создается, тем значительней личность писателя, тем значительней его вклад в литературу.
Но это эстетическая сторона художественного творчества. А есть и существенная сторона. Ведь могут создаваться яркие художественные образы, разрушающие нравственную природу человека. И чем ярче, тем страшнее. Поэтому важным является не только внешняя эстетическая сторона литературы — слов, сравнений, образов, но и содержание.
И здесь самым главным критерием в определении величия писателя является понимание того, что происходит в душе человека после прочтения художественного текста: он становится лучше или хуже, его душа поднимается к небу или распластывается над землей, он возвышает свой дух или разрушает его, приближаясь к образу животного бытия.
Культура не случайно получила именно такое наименование. Ведь само это слово связано с возделыванием, с культивацией. С возделыванием для чего? Для того чтобы произрастали добрые плоды. Чтобы произрастали злые плоды, тернии, не нужно возделывать землю, они растут сами. Наоборот, обладая огромной жизненной, можно сказать, животной силой, они разрушают всякое плодоносящее древо и всякий плодоносящий злак.
Художественная литература становится великой тогда, когда она поднимает человеческий дух, когда она приближает человека к высшим ценностям, когда она вводит личность в соприкосновение с этими ценностями. И литература, как и культура, перестают быть литературой и культурой, когда они возбуждают низменные страсти, когда разрушают нравственную природу человека. Тогда мы говорим, что это не культура, а псевдокультура или даже антикультура.
Еще одно слово имеет тот же самый корень, что и культура: культ, богослужение, в широком смысле — религиозная жизнь. У религии то же целеполагание — возвышать человеческую душу, поднимать ее над землей, открывать перед духовным взором человека перспективу вечности, помогать ему обрести такую стратегию жизни, которая уходит в вечность, преодолевая всяческие препятствия, произрастающие от нашего повседневного бытия. В этом смысле между подлинной религией и подлинной культурой не может быть никаких противоречий, потому что их объединяет одно и то же целеполагание — возвышение человеческой личности. А конфликты начинаются тогда, когда либо религия становится псевдорелигией и силой, работающей не на возвышение человеческой личности, а на обслуживание чьих-то политических, идеологических и прочих человеческих интересов, либо когда культура перестает работать над возделыванием человеческой личности и разрушает ее. И как ужасно, что иногда люди не понимают того, что происходит на стыке антикультуры и религии или подлинной культуры и антирелигии.
Мы проходим через разного рода искушения и сегодня. И как важно, чтобы великие писатели, великие творцы культуры помогали всем людям — как тем, которые живут религиозной жизнью, так и тем, кому пока этого не дано — видеть подлинное целеполагание и, вдохновляясь творчеством великих писателей, идти по тому жизненному пути, который и приводит к целям, столь дорогим и существенным для великих творцов русского слова, для русских писателей.
Валентин Григорьевич Распутин стал великим при жизни, потому что все его творчество пронизано этим стремлением помочь человеку обрести иное видение, поднять его над повседневностью. Хотя использовал он для этого такие простые жизненные образы и человеческие ситуации. Но ведь душа человека формируется не под влиянием каких-то отдельных чрезвычайных событий, а в повседневной жизни.
Да упокоит Господь душу новопреставленного раба Своего Валентина в небесных Своих обителях, и да сотворит вечную молитвенную о нем память в наших сердцах. Аминь.
Познакомьтесь с отрывками из одного из последних интервью Валентина Распутина. Оно состоялось в 2009 году. Взял интервью один из нынешних сотрудников театра «Глас».
Звучит тихий, неторопливый, глубокий, проникновенный и правдивый голос писателя и мыслителя.
– Валентин Григорьевич! Щедра ли, как и раньше, талантами Российская земля?
– Это зависит от того, насколько востребован сегодня талант на родной земле. И какого качества он востребован. Талант высшего качества, тот, который и должен быть присущ настоящему дарованию, сегодня как-то развеян, рассеян. Талантливых людей немало, но не покидает ощущение, что это какая-то «средняя» талантливость. В высшей талантливости потребности по большому счету нет. Властвует другая культура, совсем не лучшая, другие сегодня художники и писатели – отнюдь не лучшие. Те молодые даровитые люди, которые приходят и которые воспитывают в себе свой талант, на этой середине и останавливаются. Не идут дальше. Им кажется, что это и есть та самая высота, которая необходима. Талант дается Богом, но воспитывается он все-таки человеком. Воспитывается маленькими, простыми вещами: слезами ли, воспоминаниями, чтением, томлением духа… Человек вытягивает из себя «нити» дара, они могут идти действительно от Бога. Человек должен их вытянуть, предъявить и держаться за них, выращивая, «выделывая» их в себе. И чем больше он будет их «выращивать», чем больше на этом пути будет предъявлять к себе претензий, тем значительнее станет его талант. Если сочтет, что достаточно и того, что уже есть, на том и остановится. Сегодня именно такое положение, когда многие считают: «Да, я научился: петь, кричать, прыгать, меня взяли на сцену; я научился писать». А как писать? Может, ты гадости научился писать (большим успехом пользуются сегодня гадости). Вот вам, пожалуйста, и сегодняшний талант, который, можно сказать так, – «недорощенный» дар.
– А жив ли сибирский характер?
– Об особом сибирском характере можно было рассуждать еще даже в середине прошлого века, тогда этот характер сильно отличался от характера жителя, скажем, Центральной России. Носителем сибирского характера был крепкий, самостоятельный человек. Не напрасно ведь и в Первую мировую, и во Вторую сибирские полки – это были не только мужественные ребята, они умели все: стрелять, не спать ночами, жить в любой обстановке, они были неизбалованы, с детства привычны к труду, к трудностям. На этом основывался сибирский характер. Через не могу смогу, если не все, то очень многое! – это была точно «визитная карточка» сибиряка. Сибиряк – необязательно физически крупный человек с «широкой костью» (хотя и это тоже), прежде всего это человек сильный духом, выносливый. Особенно в природной обстановке: в мороз и стужу не пропадет, не заблудится в тайге, найдет способ выбраться из любых обстоятельств. Сейчас тоже есть отдельные представители сибирского характера, особенно в глухих местах. В городах не встретить уже. В сибирской деревне человек все-таки самостоятельней, чувствительней, здесь он приходит в мир точно уж из родной земли.
Валентин Григорьевич был другом театра, он побывал на спектаклях театра «Глас» – «Репетируем Чайку» по А.П. Чехову и «Люби меня, как я тебя!» В.Н. Крупина