Новости

НА СТРАЖЕ РУССКОЙ ЗЕМЛИ

Москва, 6 июля 2009 года. Служба новостей «Глас».

Сегодня Святая Церковь установила празднование Владимирской иконе Божией Матери в память спасения России от нашествия хана Ахмата в 1480 г. Это событие вошло в историю под названием “Великое стояние на реке Угре”. В 1476 г. хан Большой Орды Ахмат послал в Москву посольство, которое возглавил Ахмет Садык, с грозным требованием полностью восстановить даннические отношения. Понимая, что отрицательный ответ означает войну, Великий Князь Иван III тянул время, переговоры шли долго. Есть сведения, что окончательное решение Иван III принял под воздействием своей жены византийской принцессы Софьи Фоминичны Палеолог, которая якобы с гневом заявила мужу: “Я вышла замуж за Великого Князя Русского, а не ордынского холопа”. На встрече с послами Иван III разорвал ханскую грамоту, сломал и растоптал ногами басму (коробочка, заполненная воском с оттиском пятки хана, выдававшаяся послам как верительная грамота). Князь велел умертвить послов, кроме одного, которого отпустил и сказал: “Ступай объяви хану: что случилось с его басмою и послами, то будет и с ним, если он не оставит меня в покое”.

В 1480 г. на Москву устремились несметные полчища хана Ахмата. Им навстречу выступили русские войска. Две армии встретились на реке Угре – левом притоке Оки. 23 июня 1480 г., горячо помолившись Владимирской иконе Божией Матери, к армии в Коломну прибыл и безвыездно находился в ней по 30 сентября Великий Князь Иван III. А вся Москва тем временем молилась своей Заступнице Пресвятой Богородице о спасении православной столицы. Митрополит Геронтий и духовник Великого Князя архиепископ Ростовский Вассиан молитвой, благословением и советом подкрепляли русские войска. Митрополит писал князю соборное послание, в котором призывал его мужественно стоять против врага, уповая на помощь Матери Божией.

Никто не хотел нападать первым, происходили стычки, было сражение в нижнем течении реки, но оба войска – и русское, и татарское – по-прежнему занимали свои позиции на разных берегах Угры. В мелких стычках, дипломатических переговорах прошло несколько месяцев, наступила осень. В начале ноября Иван III отдал приказ отойти на зимние квартиры к Боровску. На берегу Угры он оставил сторожу для наблюдения за татарами. Однако татары вместо того, чтобы атаковать русских, чего опасались московские военачальники, сами бежали. Утром 11 (24) ноября стража увидела, что правый берег Угры пуст. Татары скрытно ночью снялись с позиций и ушли на юг. Стремительное отступление татар более походило на бегство. А вскоре хан Ахмат был убит в Орде. Историки объясняют бегство татар тем, что Ахмат получил известия о набеге русских и их союзников на оставленную Ахматом Орду, наступлением холодов и т.п. Русские православные люди видели в этом факте особое покровительство Небесной Владычицы земле Русской. Река Угра нашими предками была названа “поясом Пресвятой Богородицы”. “Да не похвалятся легкомысленные страхом их оружия, – писал летописец, – Нет! Не оружие и не мудрость человеческая, но Господь ныне спас Россию”. Так, без всякой битвы, закончилось на Руси монголо-татарское иго. В честь этого события было установлено празднование Владимирской иконе Божией Матери с Крестным ходом в Сретенский монастырь.

Владимирская икона Божией Матери – покровительница Москвы и хранительница всей России, всего русского Православия. Это – символ Руси, сбросившей иго.

Напомним нашим читателям, что в репертуаре нашего театра есть спектакль «За Русь Святую!». Он повествует о ратных подвигах русских на полях военных сражений, о переломных моментах истории нашей страны. На сцене – воинские мундиры, доспехи и оружие разных эпох, православные символы. Спектакль решен в художественно-публицистическом стиле и представляет собой живую перекличку современников с героями нашего далекого и близкого прошлого в поисках ответа на волнующие вопросы сегодняшнего дня.

В динамичной, эмоционально насыщенной постановке предстают образы святого Великомученика Георгия Победоносца, святого равноапостольного великого князя Владимира и святого благоверного князя Димитрия Донского, героев двух Отечественных войн, наших современников. Всем строем спектакля его авторы, Татьяна Белевич и Никита Астахов, утверждают мысль: только глубоко укорененная православная вера укрепляла дух воинов и обеспечивала военные победы России на протяжении тысячи лет ее государственности. Поэтому, «лишь восстановив благородную преемственность русского религиозного национального самосознания, мы можем рассчитывать на выздоровление». В спектакле звучат религиозные тексты из «Акафистника», «Заступницы Усердной» иеромонаха Филадельфа, русских летописей, тексты святителя Димитрия Ростовского и историка В. Соловьева, звучит Присяга офицера царской армии. В основе музыкального оформления – церковные песнопения, русский фольклор, песни И. Талькова и духовная музыка Сергея Жукова – «Молитвы» и «Акафисты». Тех, кто его еще не видел, приглашаем посмотреть! Следите за нашей афишей на сайте Русского духовного театра «Глас».