Новости

Мнение друга о нашем театре

Представляем вашему вниманию друга нашего театра – казачьего генерала Георгия Марковича Возлинского. Эта легендарная личность имеет титулы и звания, одно перечисление которых займет добрую страницу текста. Перечислим их все по порядку:

– ветеран ВДВ, Морской пехоты, Космических и Ракетных войск, ВВС и ПВО Северного Флота, ВПК;

– почетный ветеран 61-й отдельной Гвардейской Краснознаменной Киркенесской бригады Морской пехоты;

– почетный член Морского собрания;

– почетный академик Российского казачества, дворянства и земства;

– почетный председатель Совета Стариков Тульского областного отдела Центрального казачьего войска (ЦКВ);

– член Союза журналистов России;

– член объединения журналистов казачества (член РВК);

– член Союза дизайнеров России; – член Союза художников России;

– член Международного союза искусств;

– председатель Совета Стариков Великого братства казачьих войск;

– товарищ председателя Совета Стариков ЦКВ;

– председатель Совета Стариков Московского ГО ЦКВ;

– народный мастер России;

– заслуженный работник культуры;

– заслуженный деятель культуры;

– заслуженный художник России;

– многократный лауреат, дипломант выставок, конкурсов и фестивалей;

– кавалер 54 правительственных, общественных и ведомственных наград и знаков отличия.

Ниже следует полный текст его статьи, написанной под впечатлением от участия в юбилейном вечере Русского духовного театра «Глас».

За крепость духа в душах наших

В Светлую Пятницу Пасхальной недели, 24 апреля 2009 года, исполнилось 20 лет Музыкально-драматическому Русскому духовному театру «Глас».

Полагая, что обстановка на юбилее будет домашняя, теплая, спокойная, располагающая к беседе, приготовил несколько подарков. От Великого Братства Казачьих Войск, где я в Совете Стариков, грамоту, которую написал елизаветинским шрифтом, «с пожеланиями дальнейшего развития творческих богатств и роста армии поклонников и последователей». От себя несколько последних своих книжек со стихами и прозой, а также и текст выступления, на польторы странички.

Теплота была. Прекрасные впечатления от фрагментов выступлений коллектива театра, с чудесными, радужными мизансценами, танцами и превосходными голосами исполнителей, и мудростей реченных проникновенно и талантливо. Все было отлично срежессировано и поставлено, как единый волшебный спектакль, удачно скомпонованный с кино-вставками и подарками театру, выступавших гостей из многих организаций, управлений, от родственных коллективов и друзей театра. Особо выделяю бесподобное приветствие, преподнесенное театру воспитанницами приюта для детей-сирот при Николо-Сольбинском женском монастыре, с детской непосредственностью и изящной грацией, голосами самой природы.

Затем разговор зашел и о Духе Театра «ГЛАС», в который каждый его сотрудник, сослуживец, соучастник великого искусства, приходит как в Храм. Этому немало способствует духовник коллектива театра протоиерей Георгий Докукин.

Прозвучало и определение, что Храм в этом театре и для зрителей тоже. Это понятно из отношений каждого входящего, каждого присутствующего на действии. Актеры здесь с особыми чувствами ответственности и руководимы поборниками высокого искусства и культуры Православия. Зритель же в этот Храм приходит не случайный, а уже внутренне подготовленный к встрече с произведениями мастеров, ведомых народным артистом России Никитой Астаховым, пребывающим и в быту в образе Учителя и Вдохновителя. Все хорошо. Остается только сожалеть, что далеко не все театры, тем более коллективы, несут в народ Веру, Надежду и любовь, культуру русского слова, драгоценности православной мудрости, богословия. А это сейчас крайне необходимо человеку, соотечественнику, надломленному информационными бреднями, растерявшему крепость духа.

Много было поздравлений, наконец очередь дошла и до меня. Добравшись до микрофона, стал вещать своим чревом. Ведь горла и связок у меня нет. А в ухо мне воткнулось требование Татьяны Георгиевны Белевич: – «Люди устали, давайте покороче…». Пришлось скомкать все намеченное. Вышло, как я понял, совсем не то, что должен был сказать. Грех взял на душу, потом каялся и решил изложить, о чем мыслил, здесь. Человек – лицо столетия. Вместе с тем человен (созвучно словену); есть целое лицо, так как вено есть целое, отсюда полвено (то есть половина) равно относится и к мужу, и к жене, которые вместе составляют звено в цепи семей, образующих род. Так и словен есть целое слово имени анрода. Человек, творение Господа по Его Образу и Подобию, наделен и является средоточием всего, что Господь в него вложил (знания, умения, правила, заповеди, добро, красоту, силу, правду, веру, надежду, любовь). А уж как человек этим всем распоряжается, зависит от воспитания, которое начинается задолго до его рождения и продолжается всю его земную жизнь. Душа человека изначально одухотворена Божьей Искрой. Но, если ей (Искре) становится в этом человеке неуютно, то она покидает его и он (человек) остается бездушным. Беречь и лелеять Искру Божию в себе – главная задача одухотворенного человека. Это возможно человеку, обладающему самосознанием и чувством сопричастности ко всем у происходящему, дабы мог он, при необходимости и в силу своих возможностей (Господь не требует только сейчас, только здесь и через не могу), и этого будет достаточно. Ведь человек – не один, а силы его на благое доброе дело – удесятеряются. Есть ведь еще Ангел-хранитель и мощь силы Крестного Знамения. И всем этим владеет человек верующий, стяжающий мир в душе своей, являющийся сам Храмом Божиим, вокруг которого спасаются тысячи. Этот человек, трудник и сеятель Добра, кем бы он ни был, создает Храм и в семье, и в доме, и на поприще труда своего. И являет собой ту светлую звездочку, которой умножает искрящееся светом сияние Россов, т.е. России. Он – Человек, лицо века. И должен соответствовать образу и подобию того, кого создал и в кого вдохнул жизнь Господь Сотворитель, Промысленник и Податель. В этом смысле – да, театр – это Храм. И служители искусства, и пришедшие в Храм-театр зрители создают общую Прекрасную Гармонию. Следовательно, начинать надо с себя: стать воцерковленным, духовно богатым и щедрым на добро, являть собой добрую красоту в Божественном созвучии.

Страшно, когда человек, прикрываясь широко известным изречением «Ничто человеческое мне не чуждо» и будучи в обличии человеческом, поступает «по-свински», или «по-волчьи», или «по-змеиному». Становится пиявкой или хамелеоном, по-паучьему плетет сети интриг и делает тому подобное.

Следует бережно хранить и развивать добрые, теплые, дружеские чувства и дарить любовь. Очень хорошо об этом сказала в совем Дневнике святая царственная страстотерпица Царица-мученица Александра Феодоровна, Государыня-императрица, супруга Царя-мученика Государя-императора Николая Александровича Романова.

Дарите любовь

Взгляните кругом.

Помогайте.

Тем, с кем рядом вам выпало в жизни идти.

Дни их, как можете, чудом любви украшайте,

Чтобы свой жизненный Крест

было им легче нести.

Дарите любовь.

Взгляните – поодаль ваш брат.

В жизни отчаявшись,

грех уж готов совершить.

Вы протяните руку ему,

и он будет рад,

Станет он чистою,

новою жизнию жить.

Кстати, близко познакомившись с образом Александры Феодоровны во время написания ея иконописного лика, покоренный ее чистотой и величием в простоте, думаю о возможности того, чтобы спектакль о ее сестре Елисавете был бы дополнен с тем, чтобы хотя бы частично объдинить двух прекрасных, душевных и деятельных на Ниве милосердия и сострадания, сестер и по духу, и по крови. Показать их человечность, тактичность, добротолюбие, отзывчивость, внимательность, скромность и многое иное, что было в них из всего самого хорошего.

А завел я этот разговор, в основном, потому, что, при всей своей гласности, профессия актера накладывает на ее обладателя особую ответственность за личный моральный статус. К сожалению, из подавляющего большинства известных нам артистов немногие представляются Смоктуновским. Зато, закидонов разных, расслабонов, загулов, тусовок и происшествий на грани фола – сколько угодно. Любителей быстрой езды, вседозволенности под девизом «меня все знают», «нам море по колено». И все это со скандальной хроникой разводов и сводничества, со срамом и непотребством. Забыв о человечности, они не думают о главном условии счастья: о самоограничении и умении довольствоваться малым.

Зараженные примерами громких успехов киноактеров, получивших широкую известность на выигрышном материале, множество сереньких мотыльков, желая рискнуть собой в достижении помпезной и злачной жизни, бросаются в огненный вертеп топ-хитовой машины, множа подтанцовку и подпевку на эстраде, тиражируя бабочек-однодневок, раскрученных компьютерными технологиями за бабки на сезон. Опоенная этим зельем актерская молодежь – не только потеряна для духовного созидания и культурного строительства, но и для подлинного искусства не дотянула. Отечество в опасности и на этом зрелищном фронте.

Эти раздумья вновь и вновь убеждают в острой необходимости существования и деятельности Русского духовного театрак «ГЛАС». Этот коллектив все силы отдает на борьбу со злом, бесовщиной, тленом сует и всякого рода ересью за торжество Божественного Духа.