Пресса

«К желанному Христу, в которого верую…»

Корсунская легендаМосковский Духовный театр “Глас” представил премьерный спектакль, посвященный крестившему Русь князю Владимиру – “Корсунская легенда. Похвала Владимиру”. Понятно, что эта постановка возникла в репертуаре театра, чутко улавливающего веяния времени, неслучайно. Присоединение Крыма, где в Херсонесе по легенде и произошло крещение, а также тысячелетняя дата со дня смерти князя, которая отмечалась на государственном уровне, – серьезные поводы.

В основу драматургии спектакля Татьяны Белевич и Никиты Астахова легли “Повесть временных лет” Нестора Летописца и “Слово о законе и благодати” митрополита Илариона. По словам авторов, идея постановки возникла благодаря просьбе патриархии подготовить на сцене Зала Церковных соборов храма Христа Спасителя музыкально-драматическую программу к 1000-летию преставления великого князя Владимира. Спектакль получился масштабным: с большими декорациями, с участием оркестра, хора, фольклорных коллективов. Это действо прошло с большим успехом, и было решено сделать чисто театральный вариант на маленькой сцене “Гласа” в другом формате и новыми выразительными средствами.

“Корсунская легенда” условно поделена на две части. В первой – рассказ о княгине Ольге, о том, как она стала женой князя Игоря, какие трудности ожидали ее в этом браке, как она пришла к принятию христианства и благословила своего внука Владимира на этот шаг. Во второй части идет главный сюжет Корсунской легенды о князе Владимире, принявшим более 1000 лет назад христианство. Спектакль начинает повествование об этих исторических событиях Летописца Нестора (Никита Астахов) на современном и на древнеславянском языке, воссоздавая на сцене действительно атмосферу легендарного времени, благодаря чему зрители могут насладиться певучей образной речью наших предков. На заднике сцены – экран, на котором появляются картины на евангельские сюжеты, пейзажи, старославянские тексты. Кулисы обрамлены орнаментальной живописью, отражающей древность, а на первом плане слева и справа – иконописные портреты княгини Ольги и князя Владимира.

– Я подумал, – рассказывает Никита Астахов, – раз мы прикасаемся к образу святого человека, то надо показать разные ипостаси его жизни. Княгиню Ольгу у нас играют пять актрис – каждая олицетворяет лишь одну из граней личности Ольги: полноту любви, жесткость, чадолюбие, стойкость, мудрость… Вот Ольга молодая – она познакомилась с князем Игорем, вышла замуж, похоронила супруга, приняла христианство, понесла крест на Русь, стала взрослеть и укрепляться в вере, потом состарилась, а после смерти, как это принято в Православной церкви, возникает образ святой равноапостольной Ольги.

…Сцена плача Ольги по убитому древлянами мужу, князю Игорю – кульминация эмоционального состояния героини, которое выражено многоголосным песнопением матушки Людмилы Кононовой (известной в православном мире певицы и композитора). Очень сильно сделана и сыграна Татьяной Белевич сцена прощания, когда княгиня Ольга спрашивает сына Святослава: “Куда идешь, чужого желая? А свою землю кому поручаешь?.. Уже приближается время моей кончины, я уйду к желанному Христу, в которого верую”. Веру во Христа принимает внук княгини Ольги Владимир, которого в народе называли Красное Солнышко. Долгим будет его путь к православию: он отвергнет латинскую веру, иудаизм, магометанство. В эти моменты спектакль становится особенно красочным и динамичным: замечательные артисты театра представляют отдельные номера, иллюстрирующие особенности каждого народа – льстивые речи, танцы прекрасных дев и песнопения. Но ничем не прельстится хитрый князь, лишь слова философа из Византии тронут его душу: “Пророки предсказывали, что родится Бог, что распят будет и погребен, но в третий день воскреснет и взойдет на Небеса”. Князь решает принять крещение в церкви Святого Василия, которая в городе Корсуни, на месте нынешнего Севастополя. Под любимую миллионами россиян песню “Севастопольский вальс” начинают кружиться в танце счастливые пары уже из нашего времени.

Даже удивительно, что в таком малом пространстве сцены “Гласа” (к сожалению, реконструкция его основной сцены заморожена на неопределенное время) создатели спектакля и талантливые артисты создали поистине впечатляющее зрелище – яркое, просветительское, увлекающее, помогающее восхититься и приобщиться к страницам отечественной истории, красоте древнерусского слова и сильным характерам исторических персонажей. Впервые на сцене прозвучало “Слово о законе и благодати” митрополита Илариона, которое было написано во времена Ярослава Мудрого. “Слово о законе и благодати” – одно из первых литературных произведений на Руси, принявшей крещение, – говорит Никита Астахов. – Оно никогда не ставилось на театральной сцене. Знает это произведение лишь узкий круг специалистов – богословы и литературоведы. Но такова наша политика – брать тот материал, который еще не звучал на сцене. В “Слове…” митрополит Иларион размышляет об историческом предназначении русского народа и, если так можно выразиться, впервые формулирует “русскую идею”. Она заключается в том, чтобы хранить православие до второго пришествия Христа”.

Ирина Шведова mospravda.ru