Пресса

И есть у нас Москва-матушка!

Русский духовный театр “Глас” вступил в юбилейный 25-й сезон. Уникальный театр создан актерами Никитой Астаховым и его верной спутницей и единомышленницей Татьяной.

И есть у нас Москва-матушка!Было в жизни театра и его создателей всякое: порой не только театральный люд, коллеги, но и духовенство относилось к их эксперименту с опаской. Театр и религия, казалось бы, – понятия взаимоисключающие. Помню, побывав на одном из первых представлений театра, была шокирована этим соединением светского мероприятия и духовной практики, молитвы. Настолько это было необычно тогда, в начале 1990-х. Созданный на сломе эпох, когда общество было на распутье, ведь государственная политика сделала крен вправо, открыв людям возможность жить так, как подсказывает совесть, а не как диктует политбюро, новый театр получил и поддержку Министерства культуры, которым в ту пору руководил Юрий Мефодьевич Соломин, и благословение духовенства.

В одном из интервью к своему 70-летию, которое Никита Астахов отметил этим летом, на вопрос, как возникла идея духовного театра, ответил: “Когда я впервые прочитал Евангелие от Иоанна. Почему узнал так поздно евангельские истины? Почему не слышал их со сцены? Возможно ли это рассказать в театре? Церковь в греческом языке – это еще и дом собравшихся вместе единомышленников. Поэтому возникла идея собрать творческих людей вместе, в театральном доме, где будет “присутствовать” глас Бога, направляющий нас к раздумьям о своей жизни и ее смысле”.
Придумать-то театр придумали, но драматургии подходящей не было. Стали создавать собственные пьесы на евангельские сюжеты, брали в союзники великих мыслителей и писателей, среди которых Гоголь, Шмелев, Нилус, Достоевский, Чехов… В репертуаре театра появились и произведения более близких по времени авторов – Есенина, Шукшина, Крупина, Рубцова.

Но к юбилейному сезону в театре появился совсем уж необычный и, казалось бы, вовсе не подходящий по концепции спектакль с интригующим мистическим названием “Черная книга”. Произведение с детективной судьбой, судьбой как роман. “Черную книгу” написал известный искусствовед Генрих Павлович Гунькин (его писательский псевдоним Геннадий Русский). А в далеком 1954 году он познакомился с молодой коллегой из Ленинграда Лидией Иовлевой, которая сейчас хорошо известна поклонникам русского искусства как главный хранитель Третьяковской галереи. У них случился сначала эпистолярный, а затем и настоящий роман, окончившийся браком, в котором они счастливо прожили очень долго. Несколько лет назад Генрих Павлович трагически ушел из жизни. В дни своей молодости они подружились с четой Андрея Синявского и Марии Розановой. И так случилось, что папку со своим сочинением Генрих Павлович оставил Синявскому, чтобы он оценил литературные опыты начинающего автора. Злосчастная папочка после обыска у Синявских, естественно, попала в руки КГБ, и их реакция не заставила себя долго ждать. Генриха Павловича выгнали из Союза журналистов и, соответственно, из всех издательств, журналов, с которыми он сотрудничал. Литературную деятельность он тем не менее не прекратил и где-то в середине 1960-х годов создал эту самую “Черную книгу”, которая анонимно появилась сначала в “самиздате”, а позже и в “тамиздате” (печаталась в журнале “Грани” и издательстве “Посев”) и была высоко оценена зарубежной критикой. Потом уже ее опубликовали в России, но с авторством разобрались не сразу. Так или иначе, этой книгой заинтересовались в театре “Глас” и, связавшись с вдовой Геннадия Русского, приступили к инсценировке и постановке этой талантливой книги. Геннадий Русский был большим книголюбом и книгочеем, хорошо знал русскую и мировую литературную классику. Но было у него одно особое пристрастие – он любил литературный “лубок” и прекрасно умел стилизовать под него свои сочинения. “Черная книга” и есть такая стилизация, поэтому многие критики и не смогли определить, в какое время создана эта книга анонимным автором.

Сюжет пересказывать нет смысла. Можно книгу прочитать, а теперь и в театре посмотреть. Важно, что все удивительно увлекательно, познавательно и поучительно. Рассматривается своеобразный срез отечественной пост-революционной истории. Речь идет об одной московской легенде: будто бы когда-то в Сухаревой башне известный сподвижник Петра I, масон Яков Брюс схоронил Черную книгу, которая якобы дает ее обладателю беспредельную власть над миром и людьми. Среди действующих лиц обычные московские обыватели, которые с интересом слушают легенду о Черной книге и сами участвуют в динамичном развитии событий. Появляются и исторические лица, например, верховная власть в лице товарища Сталина, желание которого стать обладателем этой волшебной книги – основной двигатель сюжета. На малюсенькой арендованной сцене (помещение для театра начали возводить, но строительство сегодня практически заморожено) создателям спектакля Никите Астахову и Татьяне Белевич вместе со сценографом и автором костюмов Татьяной Терентьевой удалось воссоздать атмосферу Москвы времен нэпа, представить в сценическом пространстве впечатляющий образ того времени с его контрастами и конфликтами. Плюс музыкальное сопровождение, игра замечательных артистов театра. И прекрасная литературная основа, конечно, сыграла здесь самую главную роль! Вот только один фрагмент замечательного текста. Как звучит? “И есть у нас Москва-матушка! Не берегут ее, родную, испакостили всю, народом сверху донизу забили, так что простору жизненного не осталось, старинку всю извели, святынь сколько порушили! А вот все ж есть она, Москва, братцы, у русского человека, и есть Кремль, и была Сухарева башня, и Христос Спаситель – наше все это, люди добрые, берегите в сердцах ваших и никому не отдавайте, коли на деле сберечь не смогли”.

Ирина ШВЕДОВА