Святитель Филофей (Лещинский)

(в схиме – Феодор) (1650 – 1727)

В замыслах Петра I Сибирь занимала особое место. Для укрепления государственной власти царь считал необходимым распространить Православие по всему материку. Специальным указом царь распорядился найти «в малороссийских городах человека не только доброго, но и ученого», дабы он мог «в Сибири в слепоте идолослужения закоснелых человек приводить в познание истинного Бога».

Такой человек отыскался не сразу. На Сибирскую кафедру прочили разных архиереев. Но всё как-то не срасталось. Даже прославленный позже в лике святых Димитрий Ростовский, уже отправившись в Тобольск, заболел и слёг…

И вот нашёлся человек для Сибири. Монашеское имя человеку было Филофей, в переводе с греческого — Боголюб.

Филофей Лещинский родился в Малороссии. Образование получил в малороссийских школах и в Киевской духовной академии и по окончании курса наук был несколько лет приходским священником; затем, овдовев, поступил в Киево-Печерскую лавру, где постригся в монашество с именем Филофея и с особою ревностью предался подвигам благочестия, поста и молитвы.Через какое-то время Филофей был избран в экономы лавры, а затем, в 1701 г., назначен наместником Свенского Успенского монастыря Орловской епархии, с оcтавлением в должности лаврского эконома. В 1702 г., 4 января, Ф. был хиротонисан в митрополита сибирского и тобольского и 4 апреля явился в Тобольск, куда вслед за ним прибыло для евангельской проповеди инородцам несколько ученых монахов.

В 1705 году в Тобольской епархии по благословению святителя Филофея (Лещинского) в Архиерейской школе в Тобольске открылся Духовный театр. Здесь силами учащихся и преподавателей ставились спектакли для духовного просвещения народа.

Театр в Сибири существует со времен Петра Великого, с самых первых годов XVIII столетия. Начало ему здесь, по крайней мере, в главном сибирском городе Тобольске, как в Малороссии, в Белоруссии и в Москве, да и во всей России, положено духовенством, и именно митрополитом Тобольским Филофеем Лещинским с учениками его архиерейской школы.

Преосвященный Филофей был родом из Малороссии, воспитание получил в Киевской академии; был современником Симеона Полоцкого, св. Дмитрия Ростовского, Феофана Прокоповича и других духовных драматургов семисотых годов и потому, между прочим, был любителем театральных представлений.

Сам ли сочинял (это очень вероятно:) по замечанию Сибирского летописца, митрополит Филофей «славныя и богатыя комедии делал», при том митрополит Филофей, как весьма хорошо известно, такой был охотник писать стихи, что писал их (вероятно, в часы раздумья и вследствие мгновенно возникавшей какой-нибудь особенной мысли) на пробелах деловых бумаг и на поступивших на его имя конвертах) комедии, трагедии и драмы или запасся подобными произведениями в Киеве, учась там и после служа экономом Киево-Печерской лавры, только он вскоре по приезде (4 апреля 1702 года) в Тобольск начал заставлять учеников учрежденной им Славяно-русской школы разучивать и представлять оные при помощи приехавших с ним из Малороссии духовных лиц и ссыльных малороссиян, которых тогда в Сибири обыкновенно называли черкасами.

Сцена устроялась почти подле самого архиерейского дома в Тобольске, между настоящим Софийским собором и Сергиевскою, ныне уже не существующей, церковью к Прямскому взвозу. Пред началом представлений обыкновенно ударяли несколько раз в соборный колокол, и народу собиралось множество. Все, доселе сказанное, основано, между прочим, на словах краткого жизнеописания Филофеева, помещенного под 1727 годом в рукописной Сибирской летописи, которая находится в библиотеке Тобольской семинарии. Там сказано: «(Филофей) был охотник до театральных представлений, славные и богатые комедии делал, и когда должно на комедию зрителям собираться, тогда он, владыка, в соборные колокола на сбор (т.е. так, как обыкновенно благовестят к литургиям в храмовые, престольные известной церкви праздники) благовест производил, тогда народ собирался».

Пиесы, без сомнения, были вроде: «Блудный сын» и «Навуходоносор», «Тело златое» и «Три отрока в пещи» Симеона Полоцкого; «Грешник кающийся», «Драма Успенская» и «Драма Дмитриевская», «Есфирь и Агасфер», «Рождество Христово», «Воскресение Христово» и другие св. Дмитрия Ростовского; «Владимир, всех славянороссийских стран князь и повелитель» Феофана Прокоповича. Содержание для них почти обыкновенно заимствовалось из библейских книг, их и писали, как видно из сейчас указанных пьес, преимущественно лица духовные и монашествующие, писали не только Симеоны Полоцкие и Феофаны Прокоповичи, но и такие люди, каков был святитель Дмитрий Ростовский; их и разыгрывали не только в Малороссии, где давно уже к ним привыкли, но и в строгой Москве еще до Петра, и не только у лиц светских, например, у старинных набожных помещиков и при царском дворе (со времени царя Алексея Михайловича и до императрицы Елисаветы Петровны включительно), но и у лиц духовных, в монастырях и архиерейских домах, например, в Ростове у св. Димитрия митрополита. Ежели в пьесах тех (например, в драмах: «Рождество Христово» и «Успенской») были введены в разговоры и действие Господь Иисус Христос и Божия Матерь, то вместо действующих лиц всегда выставлялись только иконы. Наконец драмы, трагедии и комедии, о которых идет слово, были представляемы наиболее с целью назидания зрителей, чтобы сценическими представлениями библейских событий сильнее подействовать на сердца, на чувства современников.

Нет сомнения, что и митрополит Филофей приказывал представлять в Тобольске комедии или игрища комедианские (по выражению летописца), не по одной только привычке к ним в Киеве и не для увеселения только себя и жителей Тобольска, но и для назидания сих последних, а также для приучения учеников своей школы к свободнейшему произношению проповедей и речей. О последней цели сценических представлений в старые годы при архиерейских домах мне случилось слышать от почтенного по духовной опытности и сану старца (тобольского архиепископа Георгия Ящуржинского), который сам происходил из Малороссии, который сам учился в конце прошедшего столетия в Киевской академии и который, следовательно, лучше других мог знать дух и правила людей старого времени, лучше понимал иное, перешедшее некогда из Малороссии в Великороссию и Сибирь. Да и что много говорить о достоинстве свидетельства в этом деле покойного преосвященного Георгия: разыгрывать драмы, комедии и трагедии духовного содержания ученикам духовных учебных заведений даже в обязанность поставлялось самим Духовным Регламентом.

Посеянное митрополитом Филофеем не заглохло, не пропало в Тобольске и после него. При преемнике его, воспитаннике, как и он, Киевской академии митрополите Антонии Стаховском с его дозволения ученики и учителя Тобольской архиерейской (тогда уже Славяно-латинской) школы в Святки представляли пьесы духовного содержания по домам, получали за то вознаграждение, и собранные деньги шли частью на содержание учившихся, частью на жалованье учивших.

С учреждением в 1743 году митрополитом Антонием Нарожницким вместо Славяно-латинской школы семинарии в Тобольске то же продолжалось, и продолжалось почти до настоящего времени.

Любовь к театральным представлениям от семинаристов перешла впоследствии и в другие слои тобольского общества. Люди пожилых лет очень хорошо помнят, как, бывало, в Тобольске (лет 50 или 45 тому назад) дети мещан, отставных солдат и бедных разночинцев бегали в Святки по подоконью людей зажиточных с вертепом, с райком и за свои напеванья и ломанья получали пятаки и гривны, а инде и полтины.

Протоиерей Александр Сулоцкий, исследователь Сибирской старины (1812-1884)
Опубликовано: 20 декабря 1869 г. Омск