Ещё о спектакле «Николай Рубцов»
Спектакль театра «Глас» «Николай Рубцов», отмеченный повышенным зрительским вниманием, стал поводом для размышлений и на страницах СМИ: о самом спектакле, о поэте, о театре. Большой статьей откликнулась на «Николая Рубцова» газета «Трибуна». Известный театральный критик Любовь Лебедина опубликовала статью под названием «Злой рок преследует Николая Рубцова». Предлагаем вниманию читателей полный текст этой статьи.
Злой рок преследует Николая Рубцова
К 25-летию со дня образования духовного театра «Глас» в нем появился спектакль «Николай Рубцов». Это единственная в стране постановка о великом русском поэте.
Громкое дело об убийстве русского поэта Николая Рубцова в 1971 году наводнило страну разными слухами, а сами писатели разделились на два лагеря. Одни признавали его талант и ставили наравне с Сергеем Есениным, другие считали пьяницей и дебоширом, пробившимся в литературные круги благодаря «квасному патриотизму».
Тогда, в далекие 70-е годы, не было Интернета и новости доставлялись с помощью различных газет. Находясь под прессингом цензуры, печатные издания весьма осторожно реагировали на криминал, связанный с членами Союза писателей, порочащий их честь и достоинство. Поэтому прокуратура России категорично заявила: результаты вскрытия убитого сожительницей Рубцова Людмилой Дербиной будут обнародованы через 70 лет после его гибели. Но тут началась перестройка, гласность открыла дорогу засекреченным документам, и в конце 90-х годов появились скандальные публикации из уголовного дела об убийстве Рубцова, а сама Дербина, отсидев пять лет в тюрьме, была объявлена чуть ли не жертвой, и написала книгу воспоминаний о Рубцове. Но история жизни, слава Богу, признанного поэта (недаром в двухтысячном году вышел трехтомник его стихов), по-прежнему остается запутанной, как будто злой рок продолжает преследовать мертвого поэта, и суд над его творениями длится бесконечно. Так в чем же дело, кому так мешал и продолжает мешать Николай Рубцов, никому не ставивший палки в колеса, всегда говоривший правду в лицо любому собеседнику?
Частично я это поняла, оказавшись в Вологде, после встречи с некоторыми его собратьями по перу в год 70-летия поэта. К этому времени уже был открыт памятник Рубцову в Петровском парке города. Названа одна из улиц его именем. А на облезлой пятиэтажке, где пиит не прожил и двух лет, впервые получив однокомнатную квартиру в возрасте Христа, висела мемориальная доска. Таким образом, вологодцы, пусть и с запозданием, чтили память своего гениального земляка. Каково же было мое изумление, когда любимый всеми писатель Василий Белов отказал в интервью, сославшись на плохое здоровье, от которого все ждали книгу воспоминаний о почившем друге. Почему задуманное осталось в черновиках, мы теперь не сможем узнать, ибо знаменитого русофила уже нет на свете, а вот беседы с бывшими друзьями Рубцова оставили в моей памяти горький след. Все они старались быть откровенными и ничего не утаивать. Но почему-то эта откровенность носила однобокий характер: кому и сколько он остался должен, почему, будучи членом Союза писателей, ходил в одном и том же старом пальто, а его пустая квартира на пятом этаже была открыта днем и ночью, и чтобы как-то протянуть от гонорара к гонорару приходилось собирать ягоды и грибы, чтобы прокормиться… Одним словом, рядом с ними жил гений, а они не хотели этого замечать и видели лишь то, что резало привычный слух и быт. И уж совсем в голове не укладывалось, когда представители местного отделения Союза писателей накануне похорон просили прокуратуру вернуть костюм покойного, ибо другого у него не было, а на новый у писателей денег не хватило. Своя рубашка оказалась ближе к телу даже в момент утраты. Стоит ли после этого говорить о сострадании к ушедшему таланту?.. Оказывается, зависть не имеет срока, она «съедает» и тогда, когда, казалось бы, завидовать нечему.
Меня всегда удивляло, почему театры обходят стороной поэзию Рубцова, ведь она настолько музыкальная, что ни слово – то образ, не говоря о драматических коллизиях. Поэтому, когда я увидела в репертуаре духовного театра «Глас» название «Николай Рубцов», то тут же отправилась на спектакль по знакомому адресу на Таганке. И каково же было мое изумление, когда узнала, что теперь он переехал в другой район города. На сколько? – Неизвестно, ибо реставрация старинного здания затянулась на пять лет. Ну а причина весьма уважительная: место слишком золотое… Нынешнее пространство театра «Глас» (с 1991 года он находится в ведении столичного Департамента культуры) больше напоминает клубное, так как зал рассчитан на 65 мест, а подиум настолько скромный, что на нем могут уместиться лишь малогабаритные спектакли. Но руководители и основатели театра Николай Астахов и Татьяна Белевич не жалуются на судьбу, а продолжают стойко стоять на своем, будучи уверенными, что традиции русского психологического театра не канут в вечность под напором безродной массовой культуры. Унынию они тоже поддаваться не будут, поскольку у них есть союзники в лице православной церкви, Юрия Соломина, Николая Губенко и Татьяны Дорониной.
Замысел лирического спектакля «Николай Рубцов» возник не из простого желания реанимировать трагическую судьбу современного поэта. Он продиктован теми негативными настроениями, которые существуют в нынешнем обществе, когда все русское объявляется противным мультикультурности, и коренная нация не имеет права голоса. Сценарий выстроен по биографической линии поэта. В нем центральное место занимает дом, семейный очаг, по которому так тосковал юный и зрелый Рубцов, оказавшийся после смерти матери вместе с сестрами и братьями в разных детских домах. Взросление и неизбывное одиночество приходят вместе с поэзией по неведомым небесным каналам и осеняют своим могучим крестом. Этот человек не просто близок родной природе, он чувствует каждой клеткой шум ветра и русских березок, холодные глубины Северного моря и запах солярки в дальних военных походах. Ему близок Петербург Достоевского и Блока, которого считал своим Богом, счастлив знакомством с Иосифом Бродским, Глебом Горбовским и Борисом Тайгиным, оказавших ему поддержку с выходом первого сборника стихов «Волны и скалы». Казалось, перед юным поэтом открывается зеленая улица в мир высокой поэзии, а поступление в Литературный институт расширяет его горизонты. Но! Как говорится, свой характер в карман не спрячешь, а вечная жажда правды не дает смиряться с ложными ценностями, запирающими человека в золотую клетку. В какой-то степени преуспевающая Москва ломает и корежит чистого парня, он пытается заглушить крик души вином и бесшабашными выходками, за что три раза исключается из института, но, в конце концов, получает диплом и уезжает на родину. Но и тут его подстерегают разочарования. Поиски идеалов ни к чему хорошему не приводят: опять тоска, опять одиночество, унизительная бедность, бесконечные метания в поисках смысла жизни и своего предназначения.
В программке к спектаклю не указаны имена действующих лиц, фамилии артистов стоят напротив тех произведений Рубцова, которые они читают, образуя тем самым лирический хоровод с песнями на стихи поэта, переливами гармошки и натянутыми струнами гитар. Здесь же в программке приводится высказывание протоиерея Александра Никулина: «Николай Михайлович Рубцов, став высочайшим русским поэтом, сумел возжечь лампаду перед образом Святой Руси».
От себя могу добавить: хотя никогда не был святым и не претендовал на святость, всегда сомневаясь и мучаясь от собственного несовершенства.