Пресса

А. Ахматова: Юность, Молодость, Зрелость

Можно ли перевести поэтическую тайну в драматическое действо?  Утвердительно на этот вопрос ответили Никита Астахов и Кирилл Белевич. СМИ высоко оценили постановку “Поэма без героя”, а зрители – горячо принимают её.

А. Ахматова: Юность, Молодость, Зрелость

В июне 1889 года дня двадцать третьего родилась поэтесса Анна Ахматова. В вначале июля 2023 года в театре “ГЛАС” состоялся спектакль по произведению “Поэма без героя”. Разрушено мнение, что эту поэму невозможно поставить на сцене зрелищно. Убедитесь в этом лично.
Факты. Когда мы живем фактами, мы выстраиваем вокруг себя стены, границы. Когда мы живем смыслами, мы поднимаемся выше любых преград.
“Поэма без героя”. Что это? Критики нашли разные ответы на этот вопрос. При прочтении становится очевидным, что в поэме личное и глобально-историческое переплетаются друг с другом. В постановке этот масштаб передается всего четырьмя актрисами: Юностью, Молодостью, Зрелостью и неким редактором, цензором (Екатерина Лисовая), въедливо изучившим все загадки поэмы – он расшифровывает и раскрывает тайные ее значения. Сцена то переполнена динамикой страстей, то замирает в горькой исповеди и так попеременно, смотришь и понимаешь: это молитва. Только не молитва – обращение к Богу, а молитва за все человечество, со смиренным, но пылким обозначением всего того чем болен этот мир. И взгляд Ахматовой здесь устремляется ни к небу, ни к святому лику, а в безвременье, да в душу свою. Молитва-констатация, в которой, впрочем, так много любви к несовершенствам бытия. “Бог сохраняет все…”.
Три Анны Ахматовы, а от меня им всего два вопроса о созвучности поэмы нашему времени и о том, живет ли в нас Ахматова сегодня? Ответы: характерные, цельные и настолько разные, насколько многогранно люди оценивают действительность в различные периоды жизни:
Анна Хапкина (Юность Ахматовой):
– “Поэма А. Ахматовой вне времени. Если вникнуть в суть, то каждый может в ней найти что-то для себя. Глубокое произведение, которое автор писала много лет. Автобиографическое произведение. Поэма-исповедь, поэма-покаяние. Целая жизнь! Она теряла близких и родных людей, друзей, она была на пике славы и в нищете, на самом дне. Тяжелый путь – судьба сильной женщины. Я играю молодую Ахматову. У нас много общего. Имя отражается на человеке. Я тоже Анна. Я, как и моя героиня, совершала ошибки, так же любила, теряла, у меня сложный вспыльчивый характер, я знаю себе цену. Как мне кажется, фраза из произведения, отражающая сегодняшний день – “Бог сохраняет все…”.
Наталья Шеховцева (Молодость Ахматовой):
– “Анна Ахматова мой любимый поэт. Когда открыла для себя “Поэму без героя” я была потрясена как много в ней музыкальности и музыкального разнообразия. Ахматова говорит в поэме: “Я пишу для кого-то либретто, И отбоя от музыки нет…”. Произведение пропитано разными ритмами. И, конечно же, оно созвучно сегодняшнему времени. На мой взгляд, автор говорит о том, что отступничество общества от Бога приводит к катастрофе. Это о сегодняшнем дне.
“В черном небе звезды не видно
Гибель где-то здесь, очевидно,
Но беспечна, пьяна, бесстыдна
Маскарадная болтовня…”…
Галина Маслакова (Зрелость Ахматовой):
– “За все надо в жизни отвечать. Все равно наступает момент, такая ночь, год, день, час не важно… когда за все приходит расплата. В каждой сцене Ахматова пишет о своем, а у меня под этим поэтическим настилом – свое. Я не просто и не только играю переживания Ахматовой – они само собой, они написаны, они в тексте – я играю еще и все то, что под ними, в их смысловом поле, но лично у меня.
“Меня в сумраке с этой рамой,
Из которой глядит тот самый
До сих пор не оплаканный час”…
Вот это я знаю про что. Это я совершенно точно знаю, это мое, хотя текст Ахматовой.
Этот спектакль для меня, как не странно, возможность душу облегчить перед залом. Одно дело сам признаешь ошибки, батюшке каешься на исповеди… Другое дело, когда раз за разом разрываешь душу свою, потому что знаешь, где грешен, где начудил в своей жизни.
Это неоднозначная поэма, как и наша жизнь. Когда мы прочли ее впервые, подумала “Мамочки мои! Что это такое!”. Испытала самые разноречивые ощущения: от ужаса первого впечатления и до абсолютной влюбленности в произведение к середине работы над материалом”.
Факты – стены; смыслы – сама жизнь. Поэты дарят множество смыслов – спасают от бессмысленности. “Поэма без героя” – удивительное проявление любви к жизни во всех ее ипостасях.
Может, мы не знаем, что такое рай, не знаем, что такое ад. Но чистилище точно где-то здесь. Все то, что поется в стихах, это уже было: и тогда, и раньше, и давным-давно. Было. И стало значимой поэзией.

Ольга Щетинина