Пресса

За кулисами «Гласа»

На Малой Ордынке назревает градостроительный скандал

За кулисами «Гласа»Весьма вероятно, что на одном из ближайших заседаний рабочей группы Комиссии при правительстве Москвы по рассмотрению вопросов осуществления градостроительной деятельности в границах достопримечательных мест и зон охраны объектов культурного наследия (в просторечии «сносной») эксперты и чиновники еще раз рассмотрят план реконструкции здания русского духовного театра «Глас» на Малой Ордынке (вл. 28, 30/6). Несмотря на то, что совсем недавно — 2 ноября 2012 г. — та же рабочая группа уже обсуждала этот проект и рекомендовала отказаться от масштабной реконструкции, сохранив историческое двухэтажное здание, заявка театра о сносе старинного дома в Замоскворечье — вновь в игре. Не иначе как нашлось, кому замолвить словцо за ревнителей духовности, начинающих благое дело с экскаватора…

Русский духовный театр «Глас», авторский проект режиссера и сценариста Никиты Астахова и его супруги, также актрисы Татьяны Белевич, существует с 1989 года, а уже в 1991 году вошел в систему столичного департамента культуры. Основная сцена театра, репертуар которого составляют спектакли душеполезного и назидательного содержания авторства лидера труппы, разместилась в двухэтажном доме с деревянным вторым этажом на углу Малой Ордынки и Большого Ордынского переулка. Расширение театрального здания за счет прилежащих участков — с тех же 90-х годов пустующих — было запланировано еще в 1998 году, однако несколько раз откладывалось. Тем не менее с 2008 года здание на Малой Ордынке было закрыто на реконструкцию, сам же театр уже почти 5 лет пользуется гостевыми сценами и базируется в не слишком приспособленном для этого доме на Пятницкой улице.

За кулисами «Гласа»Проект реконструкции театра, который осуществляет, согласно инфощиту на Малой Ордынке, «Мосинжстрой», весьма амбициозен. Фасадные стены углового дома — основной сцены театра — сохраняются, однако в перестроенном виде, увеличившись с двух до трех этажей. Это означает, кстати, что как минимум верхняя часть нынешних стен будет заменена новоделом: второй этаж нынешней двухэтажки деревянный. А вокруг этих стен — и сверху, и вниз (подземная автостоянка), и вдоль Малой Ордынки, и вдоль переулка — поднимется большое и новое театральное здание с главным залом вместимостью до 1200 человек. Оно займет все свободное место вокруг существующего здания «Гласа» и будет доминировать над всем кварталом.

Базовый проект этого здания (по которому уже смонтированы несколько крупных бетонных элементов на периферии участка) был разработан еще в 2003 году — тогда предполагалось оформить здание в стиле русской эклектики, завершив его почти церковным барабаном с куполом в духе северорусских деревянных храмов. Этот проект был, после обсуждения с экспертами, в том числе и в рамках «сносной» комиссии предыдущего созыва, направлен на переработку: ключевое препятствие заключается в том, что новое здание строится в непосредственной близости от нескольких памятников архитектуры, что стоят вдоль Большой Ордынки. Участок, таким образом, попадает в охранную зону объектов культурного наследия, и строительство там возможно только в рамках регенерации, т.е. восстановления находившейся там (двухэтажной, деревянной и полудеревянной) застройки.

За кулисами «Гласа»Переработанный проект — он был представлен в 2012 году — лишился затейливого купола, но остался не менее грандиозным. При этом, по сравнению с версией 2003 года, авторы расширили подземное пространство, приспособив его под автостоянку. Сохранение фасадных стен нынешней двухэтажки планируется методом возведения «стены в грунте» — такая технология ранее в Москве приводила к самообрушениям сохранявшихся стен и, как результат, возведению их заново уже в качестве новодела.

Столь крупное здание в центре старого, еще «двухэтажного» в большинстве своем, квартала Замоскворечья, заметно исказит облик всего исторического района и визуальное восприятие памятников церковной, усадебной и купеческой архитектуры вдоль Большой Ордынки. Эксперты не раз (в последний раз – осенью 2012-го) указывали театру и проектировщикам на несоразмерность амбициозных планов, но сторонники реконструкции проявляют незаурядную настойчивость.

Отдельный вопрос — насколько нужно столь значительное здание столь специфическому театру, притом за последние 20 лет утвердившемуся именно в роли камерного.

«Я не думаю, что свыше 1000 мест в зрительном зале этот театр сможет заполнить, хотя очень уважаю их позицию, — говорит депутат Мосгордумы и художественный руководитель «Содружества актеров Таганки» Николай Губенко. — Если бы это был востребованный в Москве театр, если бы о премьерах «Гласа» говорили бы, а билетами в театр спекулировали, тогда имело бы смысл говорить о расширении за счет города». На данном же этапе столь масштабная реконструкция кажется депутату бессмыссленной.

Напомним, за последние десятилетия в Москве были построены несколько крупных театральных зданий. В советскую эпоху современные «вторые сцены» получили театр на Таганке и МХАТ.

«Появление у Таганки новой сцены — заслуга тогдашнего директора театра Михаила Дупака и художественного руководителя Юрия Любимова, — вспоминает Николай Губенко. — Они представили в Московский горком КПСС данные о том, что популярность и востребованность театра высочайшие, что сформировался даже черный рынок билетов, что запись на спектакли идет за месяцы — и тогдашний глава горкома Виктор Гришин выделил деньги на строительство новой сцены на 850 мест». Отметим, что и МХАТ, и театр на Таганке в течение десятилетия после получения вторых сцен пережили драматические расколы.

В постсоветской Москве было построено одно крупное здание драматического театра — это театр Et Cetera под руководством нынешнего главы Союза театральных деятелей Александра Калягина. Здание заняло квартал в непосредственной близости от площади Мясницких ворот и стало одним из «антисимволов» современной столичной архитектуры. Новое помещение, однако, пока не помогло театру стать более значительным явлением в московском сценическом мире.

Удачным примером строительства нового крупного театра стала «Новая опера» в саду «Эрмитаж» — это здание было построено для уже существовавшего и крайне популярного на тот момент (середина 90-х) оперного театра под руководством Евгения Колобова. Кроме того, новую сцену тогда же получил камерный оперный театр под руководством Бориса Покровского — также на момент появления этой новой сцены весьма популярный.

За кулисами «Гласа»И, наконец, притчей во языцех стал проект нового здания музыкального театра «Геликон-опера» на Большой Никитской, 19/16. Стройка, ради которой половину исторической усадьбы Глебовых-Стрешневых-Шаховских в 2009-2011 гг. снесли, а оставшуюся половину – надстроили и реконструировали, является одной из самых проблемных в последние годы, а проект вызвал протесты не только общественности, но и городской прокуратуры.

Наконец, даже вице-мэр Марат Хуснуллин на той же Градостроительной комиссии публично назвал этот проект ошибкой. На которую уже, правда, потрачено столько государственных денег, что дешевле выйдет закончить… Это мнение, конечно же, спорное, но бесспорно то, что любой «новый Геликон» вызовет не меньше протестов и репутационных потерь. А суть — что на Малой Ордынке, что на Большой Никитской одна и та же – снос исторических построек и масштабное новое строительство в охранной зоне.

Хочется верить, что городские власти не захотят вторично наступить на те же театральные грабли.

Антон Размахнин