Новости

Владимир Крупин о выборах Патриарха

Служба новостей «Глас». В журнале «Мужская работа» № 27 за 2009 год появилась расширенная версия публикации одного из наших авторов, писателя Владимира Крупина, которую ранее обнародовало Православное информационное агентство «Русская линия» под названием «Братская укоризна».

Выборы Патриарха: до и после

О церковных делах чаще всего судят и пересуживают люди нецерковные. О, они знают все, во всем уверены, всегда правы. Особенно они оживляются, когда есть повод напустить на православных очередные страхи, выставляют себя поборниками чистоты веры. Тут многое годится: новые паспорта, перепись населения, табак, штрих-коды, ИНН, Диомид… Вот спрашиваешь нецерковных, а в какой храм ходите, давно ли причащались? Они очень обижаются: ведь времени молиться нет – борются без передышки. «Да в нашу церковь, – они говорят, – и ходить-то нельзя, сплошь масоны, агенты ФСБ и иудеи. Ты что такой наивный? Кругом экуменизм, глобализация и сплошная идентификация». Упреков в ревности не по разуму они не примут – правы всегда.

И вот – декабрьские события, ожидание Cобора и его главного вопроса – выборов Патриарха. Тут наши поборники снова оживились. Как это можно с ними не согласовать, кого ставить в Патриархи?

Обсуждаются кандидатуры, сталкиваются мнения. Особенно достается Местоблюстителю. И зачем именно он – Местоблюститель? Но, братия, не сам он захватил это место, он избран Священным Синодом.

А зачем он пригласил Константинопольского Патриарха на отпевание нашего Святейшего? Но Константинопольский носит титул Вселенского, как раз и хорошо, что он возглавлял отпевание. К тому же святая, молитвенная Гора Афон – в Константинопольской Патриархии.

А почему такая спешка в проведении Собора? Какая спешка? Дата названа опять же не Местоблюстителем, и не на второй день похорон, а после Сорокового дня. А все сороковины, кстати, постоянно служились литургии и литии памяти Святейшего Патриарха. И возглавлял их Местоблюститель. И Рождественское Послание его было прочитано после оглашения Послания Патриарха Алексия. Первое звучало как завещание, а второе как наша общая благодарная память ушедшему в жизнь вечную Первосвятителю.

А зачем он встречается с католиками? Но у него обязанности такие. Тогда давайте начнем ругать министра Лаврова за то, что он встречается с евреями, ведь евреи бомбят палестинцев…

Но все это нашим борцам, как об стенку горох. К сожалению, бесполезно напоминать им тексты Писания, заветы Святых Отцов о смирении, терпении, молитве. И говорят борцы: ты к смирению зовешь, к терпению? Вот такие-то, как ты, и нужны, чтобы не мешать экуменистам губить веру Православную. Молись, молись, домолишься, что и Папа Римский к осени в Москву заявится, и Русскую Православную Церковь переименуют в Православную Церковь России. Да с чего вы взяли? А они где-то слышали, где-то читали, ветром надуло, сорока на хвосте принесла.

Братья, но это же и есть тот самый ропот, то высокоумие и осуждение, в которых надо каяться Нельзя тащить смуту в церковную ограду. Страсти обезбоженного мира неприменимы к церковной жизни. Главное для народа Божьего – христианский образ жизни.

И основное, разве можно судить священство? Ведь священнослужители выше нас, впереди нас, они ближе к Престолу Божию. И с них спросится строже всего и прежде всего, и спросит Сам Иисус Христос. Так что не нам спрашивать своим слабым земным и заемным умом.

Разве не нам преподобный Серафим сказал о личном спасении? Но когда борцам думать о себе, они же не эгоисты, они всю Церковь спасают. Но что Ее спасать, давно сказано нам, что врата адовы не одолеют Ее. Спасай свою душу, да и помни, что малое стадо Христово всегда будет гонимо. Но это главное счастье жизни – принадлежать к нему. Оно на Камне веры, озарено Фаворским сиянием, освящено Голгофой. Кровь мучеников взывает к нам и вопрошает: а вы готовы умереть за Христа? Только этой готовностью можно измерить веру православную, а не измышлениями о кандидатурах на Патриарший Престол.

Пока мы заслуживаем слов одного старого монаха: “Суд все ближе, а мы все жиже”. И разжижаем мы веру именно в таких ненужных прениях.

Господь Русскую Православную Церковь без Кормчего не оставит. Еще и то надо заметить, что очень нелегко будет новому Патриарху. Все его шаги невольно будут сравниваться с действиями предыдущего. Но наше дело, дело мирян, любящих Россию, – молиться. Молиться и соборно, и уединенно, о новом Патриархе. И не поднимать своих мнений и знамен, даже патриотических, выше Креста.

***

Все предыдущее написано в середине января и было откликом на тогдашние многоголосые, часто очень резкие и несправедливые мнения. Ничего не меняя, напомню только православную истину: осуждать грешно. А обличать? А кто мы, грешные, чтобы обличать? Кого? С каких позиций? Со своей кочки? Это только сидящему на ней кажется, что ему все видно. А видны ему только другие кочки. Многоголосие – это даже не спор, а шум, в котором глохнут спокойные доводы, а слышнее всего крики. Разве в них правота?

Но в Православии есть спасительное понятие братской укоризны. Оно помогает взывать к рассудку другого. Пусть я не прав, но выслушай меня, мы – братья во Христе, даже братья по крови, ибо вместе причащаемся Животворящих и Спасительных Таинств. Кого же мы, братья, будем тешить своей враждой?

У нас одно Отечество, одна вера, у нас нет запасной родины. Мы не для желудка живем, для Родина не просто среда проживания. Любовью к Отчизне мы живы. А что, прежде всего, спасает Родину? Вера Православная. Союз распался, экономика рухнула, идеологии как не бывало, оборона начала ослабевать, а Церковь и сама выжила, и Россию спасла.

Идея, которая крепит Державу, она есть. Это Православие. А другой идеи и искать нечего. И как иначе? Есть народ, есть его идея, иначе бы и народа не было. Называли народом искусственно склеенную советскую общность, но где та общность? Учение Маркса было всесильно, пока держалось силой оружия. Не стало силы, не помогло и учение.

Будем жить дальше. Не в нашей власти бессмертие тела. Как ни береги его, умрет, душу надо спасать. Она от Бога, она даст за все ответ. А спасти ее без Церкви нельзя. И в этом все. Кому Церковь не Мать, тому Бог не Отец, это же навсегда сказано. Мы – дети Божии, и каждый из нас – самый любимый.

И есть между нами и Богом Предстоятель, Первосвященник, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Как же нам не возносить за него молитвы. У него самый тяжелый Крест, он – ходатай пред Богом за наше спасение.