Новости

Театр для соотечественников

«Граница в сердце, на земле черта… » – сказал поэт. Эти слова я вспоминаю каждый раз, когда читаю о том, что где-то на краю земли состоялась премьера Гоголя или Островского, Распутина или Крупина…

Да есть ли она, эта граница? Ведь любой успех или неуспех нашей культуры с одинаковой гордостью или болью отзывается в каждом русском сердце, где бы ни жил наш соотечественник: в Киеве или Париже, Москве или Сиднее, Минске или Женеве….

В год, когда Россия, Белоруссия и Украина торжественно отметили 1020-летие Крещения Руси, все мы прекрасно понимаем, что духовная общность не имеет границ. Мы одинаково мучительно ищем заветную тропу к истине, добру и красоте, к высокой духовности, завещанной нам нашими многострадальными предками, вынужденными не по своей воле рассеять своих правнуков по всей необъятной Вселенной…

Творить добро и нести его людям, расширять эмоциональные горизонты познания мира, начиная с открытия самого себя: не этим ли издревле озабочены все истинные художники? А, если Бог одарил тебя талантом и возможностью жить и творить в России, тем, значит, и больший груз ответственности возложил Господь на плечи мастеров культуры.

Но если душа деятеля искусства не отягчена непреходящей тоской по мокрой осоке на берегу реки его детства, не сохранила в памяти звуки заливных трелей тверских лягушек, образы арбузных и святых куполов храма Василия Блаженного, то он уже не вправе именовать себя русским художником, какими бы почестями и лаврами не увенчал его этот безумный, безумный, безумный мир.

Русский духовный театр «Глас» пытается стереть «границы в сердце» во благо сохранения Русским миром единого духовного пространства, где каждый православный соотечественник в стране и за ее пределами мог бы найти слово утешения и поддержки, мог бы унести с собой пусть робкий, но такой необходимый луч Света, освещающий ему, дорогу к Богу, дорогу к Любви.

Спаситель помогает директору театра, заслуженной артистке России Татьяне Георгиевне Белевич, художественному руководителю РДТ «Глас», заслуженному деятелю искусств России Никите Сергеевичу Астахову, актерам с большой буквы, в осуществлении их главной миссии – «…нести с театральных подмостков неискаженное слово Божие”. Творчество Русского духовного театра «Глас» обращено к сокровищнице великой русской

классики, зиждется на идеалах святоотеческого наследия и развивается в лоне церковной литературы. В его основу заложены поиски веры, надежды, любви, сострадания к ближнему, самопожертвования, стремление содействовать сохранению нашим народом своей национальной самобытности, несокрушимой силы и стойкости духа, духовных и нравственных ценностей, чистоты помыслов, поиска смысла жизни и национальной идеи.

Репертуар театра раскрывает зрителю духовную глубину и силу русской литературы, заставляет его думать, помогает крепнуть духом, открыть в себе добродетели, понять и обрести в себе подлинные, а не мнимые ценности бытия, познать слово Евангельской истины, найти в себе силы к очищению и просветлению, увидеть свет Божественной благодати.

Театр несет людям добро через восприятие слова Божьего, через свою любовь к Церкви Христовой. Это – первый в стране театр, чье искусство воплотило в себе сплав Православия, литературы и сценического искусства. Первый спектакль был создан к 1000-летию крещения Руси – «Светлое Воскресение», его премьера состоялась 24 апреля 1989 года, эта дата считается его днем рождения. Эта пьеса вобрала в себя Евангельские тексты, «Очерки по истории русской святости» Иоанна Кологривова и «Выбранные места из переписки с друзьями» Николая Васильевича Гоголя, эмоционально усиленные храмовыми песнопениями.

…Театр «Глас»… В памяти моей оживает мой первый поход в этот театр, иду по улице Малая Ордынка в один из особняков старой Москвы. И вот вход в театр, и я попадаю в небольшое уютное фойе театра. Атмосфера театра поистине уникальна – в вестибюле прямо напротив входа – иконы с зажженными перед ними свечами, сразу чувствуется, что здесь рады гостю. На улице во дворе театра кипит стройка, возводится новый корпус, где откроется большой зрительный зал. И душу охватывает радость, ведь еще великий русский классик А.Н. Островский мечтал создать Русский театр. «

Русский национальный театр как здание должен принадлежать к достопримечательностям Москвы и служить ей украшением, наряду с прочими памятниками, увековечивающими заботливость правительства и общества о народном развитии. Без излишней роскоши, Русский театр должен быть постройкой солидной, строго отвечающей своему назначению, в которой не должно быть упущено ни одно из новейших применений и приспособлений по художественной части. Для Русского театра, ввиду равномерно доступности для всех окраин, необходимо место центральное и, как для национального памятника, открытое и видное.

В видах доступности для средних и низших классов общества театр должен иметь не менее тысячи дешевых мест…». Эти заветы Островского помнят и чтут в театре для соотечественников и сегодня. Вы спросите: причем тут соотечественники? Просто театр знают и любят соотечественники в ближнем и дальнем зарубежье. Он уже успел побывать с гастролями и на фестивалях в Сербии, Латвии (дважды), на Украине и в Белоруссии. Впереди – поездка к соотечественникам в Италию, планируемая на будущий год.

И вот идет представление… Возьмем классика русской литературы, 200-летие со дня рождения которого будет отмечать весь просвещенный мир в будущем году. Спектакль по пьесе Николая Васильевича Гоголя «Ревизор». Здесь он называется так: «Ревизор с развязкой » (постановка Н.С. Астахова). Это – самая настоящая и серьезная работа для ума и души.

Гоголь. Ревизор. Дороги. Зачем дорога, если она не ведет в Храм? Театр – это тоже в своем роде храм. Глас. Голос. Голос звучит тихо, но пронзительно врывается эхом в Душу, и этот голос уже не одинок. А масса голосов – это хор, хор единомышленников, в нем слышится и сила, и мощь предков, и вера в Бога…

«Ревизор» Гоголя – бессмертен. Это – бесспорная истина. И когда театр в наше жестокое время бездушия включает в свой репертуар эту пьесу, то это значит, что его по-настоящему волнуют судьбы Отечества.

Ревизор к каждому из нас приходит, чтоб мы всмотрелись в себя. Атмосфера спектакля и режиссерское прочтение этой пьесы вызывают чувство, словно ты один на один остаешься с самим собой и своей совестью, которая, по Гоголю, и есть наш ревизор. Но ревизор бывает светский, это и есть Хлестаков как одна из ипостасей нашей души, готовая все простить и оправдать, лишь бы ей было хорошо. И есть духовный ревизор, перед которым нам всем предстоит держать ответ на Страшном суде. Это и есть развязка, задуманная Гоголем, но никем не замеченная доселе. Когда смотришь эту самую развязку, то видишь в себе и Бога, и беса.

Нам помогают найти ключ к своей душе, открыть не только великого Гоголя, не только театр «Глас», но и заглянуть внутрь себя, в свою душу.

Спектакль оставляет чувство приобщения к христианским ценностям, раскрытым в творческом наследии Н.В.Гоголя. Оно – кредо театра. И с того момента, как зритель его лучше понял, с ним останутся навсегда вечные истины. И каждый видит себя в героях «Ревизора», ведь стоит только раз заглянуть в потаенные уголки своей души, чтобы понять, что суд Божий неотвратимо ждет каждого из нас.

Говорят, что первое впечатление – всегда правильное. Мое первое впечатление о театре такое яркое, что я уверена, что оно – безошибочное. Так было у других в театре до меня, так есть теперь и так будет всегда. О спектаклях театра можно много говорить. Но, как гласит народная мудрость, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Поэтому советую и вам открыть для себя эту дверь в театр для соотечественников, вдохнуть в себя русский дух, глотнуть из чистого родника духовного наследия Святой Руси, чтобы унести с собой частицу ее святыни.

«Граница в сердце, на земле черта… » – сказал поэт.

Инга Скворцова