Пресса

Татьяна Белевич – на “Коммерсант FM”

Директор Русского духовного театра “Глас” выступила экспертом подкаста о театральной жизни. Татьяна Георгиевна высказала мнение о том, как пандемия повлияла на деятельность театра: какие сложности внесла в работу и какие возможности открыла.

– Безусловно, пандемия очень сильно ударила по культуре, а по театру особенно. Как в экономическом плане, так и в творческом.

Отмена спектаклей повлекла за собой большие финансовые потери. Сели на удаленку, спектакли не шли, а значит, и денежных поступлений не стало. Начали и научились работать в зуме, получилось сделать ряд интересных работ в социальных сетях. Но уход на интернет-платформы никак не мог восполнить выпавший доход и заменить настоящие репетиции и спектакли, заменить живое общение со зрителем, столь необходимое для театра.

Даже сейчас, когда театры возобновили работу, ограничения никуда не делись – это касается и сокращения зрительских мест в зале, и теперь уже наличия QR-кода и ПЦР-теста для разрешения доступа в театр. Многих это отпугивает от посещения, многие боятся. И возврат билетов ещё продолжается.

Вирус сильно придавил творческий процесс. Возникли проблемы, связанные с заболеванием актеров и сотрудников. И если такая ситуация стала серьезным вызовом даже для крупных академических театров, у которых большая труппа, то что тогда говорить о театрах, где труппа значительно меньше и каждый человек на счету. Напряжение и дополнительные нагрузки мы испытываем до сих пор.

Но в то же самое время пандемия сделала нас сильнее, мы раскрыли внутренние резервы. Появилась огромная мотивация сохранить репертуар театра. Актеры мужественно вводились на роли заболевших коллег, а это очень большой труд, требующий длительного времени для проработки ролей. Замены приходилось делать в срочном порядке. Ситуации создавали стресс не только лишь для одного актера, но и для всего коллектива.

Так, например, у нас заболел актер, исполнявший роль Хлестакова в “Ревизоре”, а второго состава нет. Но роль то мирового порядка! Смело за ее исполнение взялся Дмитрий Швецов, за ночь роль подготовил. Конечно, для всех это был шок. Но актер победил: вытянул роль, не подвел театр и зрителя, который ещё задолго до спектакля выкупил все билеты.

Хочется выразить огромную благодарность всем труждающимся театра “ГЛАС”, актерам, включая совсем молодых, только что пришедших к нам из института. Они сумели проявить профессионализм в экстремальных условиях, когда из спектаклей и  репетиций выпадали коллеги, сумели устоять и выпустить две премьеры: “Сказы из сундука. Петр и Феврония” и уникальный исторический спектакль, которого нет нигде больше в нашей стране, “Имя России – Александр Невский”. Оба проходят сейчас с большим успехом!

И сегодня мы чувствуем, как наш зритель соскучился по театру, как он благодарен! По окончании постановки об Александре Невском люди несколько минут скандировали «Молодцы!». Это было потрясающе. Вот такой получился яркий душевный отклик на то, что театр жив, театр работает!

За период пандемии в нашем сознании в некотором роде произошло переосмысление. Мы все заново научились дорожить каждой минутой общения, спокойствием – самыми простыми вещами, на которые совсем недавно не обращали внимания. Снова пришло понимание того, как важно ценить друг друга и радоваться встречам.