Новости

Памяти автора русского гимна

Москва, 29 декабря 2009 года. Служба новостей «Глас».

История гимнов уходит корнями в самую глубокую древность – гимны возникли намного раньше, чем гербы и знамена. В переводе с греческого “Имнос” – это хвалебная песнь в честь богов, героев и победителей. Понятно, что восхваление общественно значимых лиц предполагает исключительно торжественный характер гимна. Отсюда – неразрывная связь поэтического текста и музыки, причем каждое из этих начал выполняет свои задачи. Поэтический текст должен в яркой и художественно возвышенной форме сообщать о том, за что именно надлежит почитать того, кого воспевают в гимне. Музыка же призвана придать тексту торжественную величественность, накинув на канву официального восхваления наряд эмоциональной убедительности.

Древнейшие гимны были сложены в Египте и Месопотамии. Они исполнялись как молитвенные песнопения. В качестве поэтической и музыкальной формы гимн известен в Древней Греции, где его исполнял хор или отдельные певцы под аккомпанемент кифары и в сопровождении танцев.

Древняя Русь получила свое богослужебное пение из Византии вместе с Крещением в конце Х века. В XIV веке возникают многоголосые гимны, исполняющиеся в храмах, музыка их носила возвышенный хоральный характер. Позднее возникают новые формы сопровождающих выходы государей торжественных песнопений, не связанных так тесно с церковными обрядами.

На протяжении веков у нас не было подобных специально созданных произведений. Пока Государство Российское не доказало миру свою мощь и не обрело прочного международного признания, утвердив свои Флаг и Герб, как равноправные в ряду государственных символов других стран, до тех пор сама мысль о собственном Государственном Гимне была невозможна. Поэтому государственный, светский гимн последним официально вошел в число обязательных публичных атрибутов Российской государственности.

В истории России жанр Государственного Гимна имеет свои особенности бытования. Россия еще с допетровских времен имела свои государственные музыкально-поэтические символы. В какой-то мере роль государственных гимнов играли песнопения, звучавшие во время богослужений и некоторых церемоний в присутствии русских царей. Позже, вплоть до конца XVIII века, встречи коронованных особ, победы в войнах и праздники общегосударственного значения отмечались панегирическими песнопениями и хвалебными песнями, перемежавшимися пением “Многая лета”. Но, во-первых, это были сугубо церковные гимны, исполнявшиеся в связи с церковными обрядами и, главным образом, в храмах. Во-вторых, в таких песнопениях восхваляются Бог, Богородица, Святые, но почти никогда – страна и ее предводители. Но, как верно подметил Ю. Ключевский, русским людям “представлялось, что Московское государство, в котором они живут, есть государство московского государя, а не московского или русского народа”. Поэтому все достижения государства ассоциировались с деятельностью его главы – царя. И гимн мыслился именно государственным, или даже, скорее, государевым, отражающим мировоззрение или деяния Монарха.

В эпоху Петра I получают распространение новые гимническое формы, светские “виватные канты”, прославляющие царя и “молодую Россию”: “Виват, Россия, именем преславна”, “Возвеселисе, Россия, правоверная страна”, “Радуйся, российский Орле двоеглавый” – эти песнопения исполнялись в знак петровских побед на суше и на море, составляя единое целое вместе с другими деяниями царя: созданием военных знамен нового образца, массовым награждением памятными медалями солдат и офицеров, патриотическими фейерверками. В течение всего ХVIII века гимнические функции выполнял средневековый общеевропейский гимн “Тебя, Бога, хвалим”, который исполнялся под гром пушек во время Северной войны и во время триумфов. На коленях, со слезами на глазах, вместе с певчими Троицкого собора, его пел Петр I после заключения Ништадтского мира со Швецией в 1721 году. Тот же псалмовый гимн пели в конце торжественных молебствий и в именинные “царские” дни императорской семьи, а также после застольных здравиц.

С указом от 11 ноября 1721 года, согласно которому Петр I принял на себя титул “Императора и Самодержца Всероссийского”, а Россия стала Империей, возникают предпосылки для создания особого, российского Государственного Гимна. Уже в это время как своеобразный музыкальный символ могущества России стал восприниматься знаменитый “Марш Преображенского полка”. В его напеве любопытным образом соединены интонации прусского марша и петровских кантов. Четкость и скорость темпа (120 шагов в минуту) делали его незаменимым при военных походах и парадах. Однако марш исполнялся и в дни юбилеев побед в Северной войне, в дни тезоименитства царя, в день коронации Екатерины I. Таким образом, Преображенский марш выполнял функции светского гимна на парадах, торжественных выходах царских особ, на посольских приемах.

К концу XIX века Преображенский марш в качестве музыкальной эмблемы Преображенского полка, одного их двух старейших гвардейских, стал главным маршем России. Августейшими шефами полка были все российские императоры, поэтому он всегда исполнялся в таких торжественных случаях, как, например, открытие памятника императору, других воинских церемониях в течение всего XIX – начала XX вв.

В конце XVIII века появился еще один гимн-марш всероссийского значения – “Гром победы, раздавайся”. 11 декабря 1790 года русские войска под командованием Суворова штурмом взяли считавшуюся неприступной турецкую крепость Измаил. По этому поводу светлейший князь Потемкин устроил 28 апреля 1791 года в Петербурге грандиозный праздник, на котором присутствовала сама Екатерина II и был впервые исполнен новый гимн.

С воцарением императора Павла I родился гимн, которому суждено было на многие десятилетия стать полуофициальным символом российской государственности. 29 ноября 1798 года в Петербурге состоялась грандиозная церемония. В Зимнем дворце, в присутствии всего Двора и находившихся в России мальтийских рыцарей, папский нунций Лоренцо Литта возложил на российского императора Павла I корону и другие регалии Великого Магистра Ордена Святого Иоанна. Именно тогда, на церемонии в Зимнем дворце, прозвучал гимн “Коль славен наш Господь в Сионе” на стихи Михаила Матвеевича Хераскова, известного в XVIII веке поэта и драматурга. В отличие от екатерининского, в целом, светского полонеза, павловский гимн оказался церковным хоралом. Он, по-видимому, был ориентирован на гимны допетровской России, когда богослужебные напевы заменяли официальный государственный гимн. В его тексте не было ни слова о самом императоре Павле I и о его деяниях, что подчеркивало набожность и скромность самодержца. Его молитвенные слова восхваляли Бога как мистическое основание державы Российской. Музыка гимна на основе народных и церковных напевов была сочинена композитором Дмитрием Степановичем Бортнянским. Гимн отличали задушевность и чистота интонации, проникновенность лирического распева. Этот гимн-молитва оказался одним из популярных символов России на рубеже XVIII-XIX вв. В издании военной музыки России 1832 года партитура гимна “Коль славен” напечатана под названием “Молитва” без слов и обозначения авторства, что только подчеркивает его общеизвестность и популярность в первой половине XIX века. На некоторое время за гимном “Коль славен” закрепилась репутация общегосударственного. А по сути он был национальным духовным гимном России. Высота идейной концепции и известность сочинения Д. Бортнянского позволили гимну “Коль славен” существовать и многие десятилетия спустя. В XIX в. музыка “Коль славен” исполнялась во время торжественных церемоний, связанных с православными праздниками: во время крестных ходов на “Крещение у Иорданей”, на “Рождество” и “Пасху”. “Коль славен” играли и в ХХ в. Его пытались сделать официальным гимном при Временном правительстве в 1917 году. Позднее он исполнялся на территории, контролируемой добровольческой армией А.И. Деникина и Урало-Сибирской армией А.В. Колчака. Шестьдесят один год (1856-1917) тридцать семь колоколов Спасской башни Московского Кремля каждый день в 15 и 21 час вызванивали гимн Д. Бортнянского “Коль славен наш Господь в Сионе”, а в 12 и 18 часов они воспроизводили “Преображенский марш Петра Великого”.

В XIX веке потребность в новом, официальном Государственном Гимне Российской Империи стала очевидной. И вскоре Россия обрела еще один музыкальный символ государственности.

После Отечественной войны 1812 года и Заграничных походов русской армии, в сентябре 1814 года открылся Венский Конгресс. 14 сентября 1815 года Александр I подписал акт об основании Священного союза. Вскоре был создан Четверной союз – России, Великобритании, Австрии и Пруссии. Целью обоих союзов было противодействие революционным движениям в странах Европы. Дабы подчеркнуть единство и согласие членов Священного и Четверного союзов, было предложено ввести в странах-участницах единый Государственный Гимн. Таким гимном в России был избран один из старейших европейских государственных гимнов, гимн Великобритании “God Save the King” (“Боже, спаси Короля”) , переделанный Г. Кери и обработанный Г.-Ф. Генделем. Гимн на русский вариант текста А.Х. Востокова был посвящен Императору Александру I по случаю победы над Наполеоном. Он назывался “Песнь русскому царю “Прими побед венец” на голос английской народной песни “Боже! Спаси царя”.

Сегодня мы вспоминаем автора государственного гимна Российской Империи “Боже, Царя храни” А.Ф.Львова.

Алексей Федорович Львов родился 25 мая 1798 г. в Ревеле (Таллин) в семье директора придворной певческой капеллы Ф.П.Львова. Алексей Федорович получил сначала домашнее образование, а затем закончил институт путей сообщения. Первые шаги на поприще инженерного искусства Львов сделал в военных поселениях, устроенных в Новгородской губернии графом А.А.Аракчеевым. В 1821 г. он был произведен в капитаны и получил орден св. Владимира 4-й степени. Через год назначен был назначен старшим адъютантом в штабе военных поселений, где дважды был награжден бриллиантовыми перстнями по представлению Аракчеева, благоволившего к Львову. В феврале 1826 г. Львов был уволен со службы по домашним обстоятельствам в чине майора. Все это время он не оставлял занятий музыкой и каждый день находил время поиграть на скрипке. В отставке Львов пробыл недолго и в ноябре 1826 г. был определен старшим адъютантом в штаб корпуса жандармов. В то время шефом жандармов и начальником III отделения был граф А.Х.Бенкендорф, который приблизил его к себе как честного и преданного человека.

Вращаясь в музыкальной атмосфере с детства и чувствуя влечение к музыке, Львов достиг значительных успехов в игре на скрипке и вместе с тем, обнаружив склонность к музыкальному творчеству, основательно изучил теорию музыки. Львов по праву считается крупным представителем русского скрипичного искусства 1-й половины XIX в. Не имея возможности (из-за своего служебного положения) выступать в публичных концертах, он, музицируя в кружках, салонах, на благотворительных вечерах, прославился как замечательный виртуоз. Являясь последователем классической школы, Львов изложил основные начала скрипичной игры в брошюре, к которым приложил собственные “24 каприса”, не утерявших до сих пор художественно-педагогического значения. Во время Русско-турецкой войны 1828 г. Львова ближе узнал и полюбил Император Николай I Павлович. Он повелел всегда брать Львова с собою “для выполнения всех дел, до вояжей относящихся”. В августе 1833 г. Львову через Бенкендорфа было передано сожаление Царя, что в России не существует собственного народного гимна, подобно Франции и Англии. При этом граф сообщил, что Государь, который знал о музыкальных занятиях Львова и очень сочувственно к ним относился, велел поручить ему попытаться сочинить музыкальную мелодию подобного гимна. Алексей Федорович увлекся этой задачей и создал в начале ноября 1833 года мелодию этого гимна, как он сам говорил, внезапно, в несколько минут. Плодом вдохновения Львова стал гимн, текст которого “Боже, Царя храни” был написан поэтом В.А.Жуковским. Государственный Гимн – это не просто музыкально-поэтическое произведение, исполняемое в торжественных случаях. Национальные гимны, по словам В. Вундта, вернее всего отражают характер нации. Гимн – символ государства, отражающий мировоззренческий и духовный настрой общества. Гимн – краткое изложение национальной и державной идеи народа. Создание российского гимна в 1833г. отнюдь не случайно. XVIII – первая половина XIX в. – время становления, географического расширения и политического усиления Российской Империи. 21 марта 1833г. только что назначенный новый министр народного просвещения С.С. Уваров впервые обнародовал в своем циркуляре ставшую затем знаменитой формулу “православие, самодержавие, народность”, как выражение новой официальной идеологии, которая была одобрена императором и должна была лечь в основу всей государственной политики. Впервые Россия обретала широкомасштабную, целостную идеологическую доктрину, концепцию бытия государства и нации. Новый российский гимн был призван стать действенным выражением этой новой доктрины. С точки зрения государственной идеологии, он как бы подводил черту под целым историческим периодом и открывал новый этап развития России как самодостаточной великой державы, не нуждавшейся более в чужом гимне.

Гениальность львовской находки состояла в простоте формы и силе идеи. Русский гимн был самым кратким в мире. Всего 6 строк текста и 16 тактов мелодии легко западали в душу, без труда запоминались абсолютно всеми и были рассчитаны на куплетный повтор – трижды.

После смерти отца Львов был назначен директором придворной певческой капеллы. В 1834 Львов был назначен флигель-адъютантом, а в 1862 г. пожалован в звание обер-гофмейстера Высочайшего Двора. Кроме народного гимна, Алексей Львов написал три оперы: “Бианка и Гвалтьеро”, “Ундина” и “Эмма”, одну оперетту и 30 различных вокальных и инструментальных пьес. Скончался Львов 16 декабря 1870 года (29 декабря по новому стилю) в своем имении “Романи”, в пяти верстах от города Ковны.