Как все начиналось?

Новый (28-й) театральный сезон открылся в Русском духовном театре «ГЛАС». Еще два года и коллектив отметит свое 30-летие. Сегодня «ГЛАС – уже хорошо известный в стране театральный организм. К тому же – совершенно уникальный: подобных театров больше нет.

Нынешний сезон проходит в нелегкие экономические времена в целом по стране. К тому же театр до сих пор не имеет собственного помещения.

Предлагаем вашему вниманию несколько отрывков из книги Н. Астахова и Т. Белевич «Незримые ступени христианства» (Москва. 2008) – об истоках создания театра «ГЛАС». За размышлениями руководителей театра – встает тридцатилетняя дистанция уникального творчества.

Никита Астахов:

«Будучи еще студентом театрального училища им. М.С. Щепкина (в конце 1960-х), тоже соприкасался с Евангелием. У нас оказывается в училищной библиотеке оно было, но давали его читать только а ночь и не особенно афишируя. Я и взял домой на ночь. А дома была больная бабушка, она все время стонала от острых болей. Бабушка была верующим человеком, а мы все были комсомольцы. А я. Чтобы не заснуть, читал вслух. Начинаю читать, бабушкины стоны прекращаются – слушает. Перестаю читать – опять стонет…
Потом, в тридцать уже лет, я впервые оказался в Церкви. Меня привела туда Таня Белевич, моя будущая супруга. Именно Татьяна притянула меня, коммуниста, в Церковь. И я вдруг увидел, что там совсем другие люди – не те, что за кулисами театра. Бесплатно с утра до вечера чистят подсвечники. Во имя чего, почему? Увидел полное послушание – говорит священник: пойди туда, сделай то – все делается. Доброта, внимание ко всем…».

Татьяна Белевич:

«Шел 1988 год. Я в то время уже, оставив работу в театре, перешла в Москонцерт и работала вместе с Никитой Астаховым. В то время началось первое движение православной культуры. Создавалось православное документальное кино. Но ничего подобного на театре даже не намечалось. Мы возгорелись желанием внести свою лепту как профессионалы. Но с кем? Что? И как? Материала не было. Вернее, пьес не было. А материалов общего характера открылось в этот период много. Но в основном это был документальный, исторический, мемуарный материал, не отвечающий требованиям сцены – по крайней мере, привычной уже театральной сцены.
Начали пробовать. Тяжело. Просили помощи у известных литераторов – создать пьесу или сценарий. Не соглашались. Говорили: «Надо так написать, чтобы и «волки были сыты и овцы целы!», ведь был коммунистический период правления. Но е захотелось нам этой половинчатости, недосказанности. Душа к этому не лежала…

Но с нами рядом уже был отец Георгий Докукин. Он и принес книгу Иоанна Кологривова «Очерки по истории Русской святости», которая ходила по рукам в перепечатке… Книга оказалась очень близка нам, захотелось всю ее воплотить на сцене. Но как? Кроме того, на уме у нас был любимый Николай Васильевич Гоголь. Нет, не те его рассказы, которые так любят играть актеры: из «Вечеров на хуторе близ Диканьки» или из «Петербургских повестей», а «Выбранные места из переписки с друзьями» – ну, совсем не игровой материал, сплошная философия.

И потом – рядом всегда было Евангелие!

Как мы тогда дерзнули? Может быть еще полностью не осознавая всей меры ответственности. Но очень уж хотелось!..

Так мы сами стали писать сценарии и ставить спектакли, Соединяли, казалось бы, несоединимое. Включили в спектакль фольклор, исполнение апокрифов… А потом подключили хор с церковными песнопениями, в основном, из православного обихода.

И все это звучало со сцены! Тогда это был шок для всех, что это мы себе позволяем?!

Но неожиданно для нас зал все воспринимал, буквально чуть дыша, и не только все слушал, но и принимал со слезами на глазах.

Так 24 апреля 1989 года в храме Покрова Божией Матери в Филях – тогда это был филиал музея Андрея Рублева – состоялось первое выступление театра «Глас» с постановкой «Светлое Воскресение»

Никита Астахов:

«Когда мы назвались духовным театром, многие наши коллеги из других театров возмущались. “Как это, они назвали себя так; мы, что же выходит, не духовные?”. Или: “А что это вы назвались русским” театром, мы, что не русские?

Да, может быть, и не русские, может быть, и не духовные!..

Духовное и религиозное в христианстве смыкаются. Мне кажется, сейчас наступает как раз такое время, когда человек получает более подробные знания на духовном уровне, именно через веру, через азы и глубины православия. Наш театр – это стремление к духовности во благо души человека, то есть во имя того, что проповедует Церковь…

От редакции «Глас-клуба»

К нам приходят отклики зрителей, профессионалов и любителей театра. В конце 27-го сезона мы получили большое письмо от почитательницы театра «Глас». Публикуем его в начале сезона 28-го полностью.

1 2