Пресса

«К желанному Христу, в которого верую…»

Корсунская легендаМосковский Духовный театр «Глас» представил премьерный спектакль, посвященный крестившему Русь князю Владимиру — «Корсунская легенда. Похвала Владимиру». Понятно, что эта постановка возникла в репертуаре театра, чутко улавливающего веяния времени, неслучайно. Присоединение Крыма, где в Херсонесе по легенде и произошло крещение, а также тысячелетняя дата со дня смерти князя, которая отмечалась на государственном уровне, — серьезные поводы.

В основу драматургии спектакля Татьяны Белевич и Никиты Астахова легли «Повесть временных лет» Нестора Летописца и «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона. По словам авторов, идея постановки возникла благодаря просьбе патриархии подготовить на сцене Зала Церковных соборов храма Христа Спасителя музыкально-драматическую программу к 1000-летию преставления великого князя Владимира. Спектакль получился масштабным: с большими декорациями, с участием оркестра, хора, фольклорных коллективов. Это действо прошло с большим успехом, и было решено сделать чисто театральный вариант на маленькой сцене «Гласа» в другом формате и новыми выразительными средствами.

«Корсунская легенда» условно поделена на две части. В первой — рассказ о княгине Ольге, о том, как она стала женой князя Игоря, какие трудности ожидали ее в этом браке, как она пришла к принятию христианства и благословила своего внука Владимира на этот шаг. Во второй части идет главный сюжет Корсунской легенды о князе Владимире, принявшим более 1000 лет назад христианство. Спектакль начинает повествование об этих исторических событиях Летописца Нестора (Никита Астахов) на современном и на древнеславянском языке, воссоздавая на сцене действительно атмосферу легендарного времени, благодаря чему зрители могут насладиться певучей образной речью наших предков. На заднике сцены — экран, на котором появляются картины на евангельские сюжеты, пейзажи, старославянские тексты. Кулисы обрамлены орнаментальной живописью, отражающей древность, а на первом плане слева и справа — иконописные портреты княгини Ольги и князя Владимира.

— Я подумал, — рассказывает Никита Астахов, — раз мы прикасаемся к образу святого человека, то надо показать разные ипостаси его жизни. Княгиню Ольгу у нас играют пять актрис — каждая олицетворяет лишь одну из граней личности Ольги: полноту любви, жесткость, чадолюбие, стойкость, мудрость… Вот Ольга молодая — она познакомилась с князем Игорем, вышла замуж, похоронила супруга, приняла христианство, понесла крест на Русь, стала взрослеть и укрепляться в вере, потом состарилась, а после смерти, как это принято в Православной церкви, возникает образ святой равноапостольной Ольги.

…Сцена плача Ольги по убитому древлянами мужу, князю Игорю — кульминация эмоционального состояния героини, которое выражено многоголосным песнопением матушки Людмилы Кононовой (известной в православном мире певицы и композитора). Очень сильно сделана и сыграна Татьяной Белевич сцена прощания, когда княгиня Ольга спрашивает сына Святослава: «Куда идешь, чужого желая? А свою землю кому поручаешь?.. Уже приближается время моей кончины, я уйду к желанному Христу, в которого верую». Веру во Христа принимает внук княгини Ольги Владимир, которого в народе называли Красное Солнышко. Долгим будет его путь к православию: он отвергнет латинскую веру, иудаизм, магометанство. В эти моменты спектакль становится особенно красочным и динамичным: замечательные артисты театра представляют отдельные номера, иллюстрирующие особенности каждого народа — льстивые речи, танцы прекрасных дев и песнопения. Но ничем не прельстится хитрый князь, лишь слова философа из Византии тронут его душу: «Пророки предсказывали, что родится Бог, что распят будет и погребен, но в третий день воскреснет и взойдет на Небеса». Князь решает принять крещение в церкви Святого Василия, которая в городе Корсуни, на месте нынешнего Севастополя. Под любимую миллионами россиян песню «Севастопольский вальс» начинают кружиться в танце счастливые пары уже из нашего времени.

Даже удивительно, что в таком малом пространстве сцены «Гласа» (к сожалению, реконструкция его основной сцены заморожена на неопределенное время) создатели спектакля и талантливые артисты создали поистине впечатляющее зрелище — яркое, просветительское, увлекающее, помогающее восхититься и приобщиться к страницам отечественной истории, красоте древнерусского слова и сильным характерам исторических персонажей. Впервые на сцене прозвучало «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона, которое было написано во времена Ярослава Мудрого. «Слово о законе и благодати» — одно из первых литературных произведений на Руси, принявшей крещение, — говорит Никита Астахов. — Оно никогда не ставилось на театральной сцене. Знает это произведение лишь узкий круг специалистов — богословы и литературоведы. Но такова наша политика — брать тот материал, который еще не звучал на сцене. В «Слове…» митрополит Иларион размышляет об историческом предназначении русского народа и, если так можно выразиться, впервые формулирует «русскую идею». Она заключается в том, чтобы хранить православие до второго пришествия Христа».

Ирина Шведова mospravda.ru