Новости

Ещё о спектакле «Николай Рубцов»

Спектакль театра «Глас» «Николай Рубцов», отмеченный повышенным зрительским вниманием, стал поводом для размышлений и на страницах СМИ: о самом спектакле, о поэте, о театре. Большой статьей откликнулась на «Николая Рубцова» газета «Трибуна». Известный театральный критик Любовь Лебедина опубликовала статью под названием «Злой рок преследует Николая Рубцова». Предлагаем вниманию читателей полный текст этой статьи.

Общественно-политическая газета «Трибуна-рт»

Злой рок преследует Николая Рубцова

К 25-летию со дня образования духовного театра «Глас» в нем появился спектакль «Николай Рубцов». Это единственная в стране постановка о великом русском поэте.

Громкое дело об убийстве русского поэта Николая Рубцова в 1971 году наводнило страну разными слухами, а сами писатели разделились на два лагеря. Одни признавали его талант и ставили наравне с Сергеем Есениным, другие считали пьяницей и дебоширом, пробившимся в литературные круги благодаря «квасному патриотизму».

Тогда, в далекие 70-е годы, не было Интернета и новости доставлялись с помощью различных газет. Находясь под прессингом цензуры, печатные издания весьма осторожно реагировали на криминал, связанный с членами Союза писателей, порочащий их честь и достоинство. Поэтому прокуратура России категорично заявила: результаты вскрытия убитого сожительницей Рубцова Людмилой Дербиной будут обнародованы через 70 лет после его гибели. Но тут началась перестройка, гласность открыла дорогу засекреченным документам, и в конце 90-х годов появились скандальные публикации из уголовного дела об убийстве Рубцова, а сама Дербина, отсидев пять лет в тюрьме, была объявлена чуть ли не жертвой, и написала книгу воспоминаний о Рубцове. Но история жизни, слава Богу, признанного поэта (недаром в двухтысячном году вышел трехтомник его стихов), по-прежнему остается запутанной, как будто злой рок продолжает преследовать мертвого поэта, и суд над его творениями длится бесконечно. Так в чем же дело, кому так мешал и продолжает мешать Николай Рубцов, никому не ставивший палки в колеса, всегда говоривший правду в лицо любому собеседнику?

Частично я это поняла, оказавшись в Вологде, после встречи с некоторыми его собратьями по перу в год 70-летия поэта. К этому времени уже был открыт памятник Рубцову в Петровском парке города. Названа одна из улиц его именем. А на облезлой пятиэтажке, где пиит не прожил и двух лет, впервые получив однокомнатную квартиру в возрасте Христа, висела мемориальная доска. Таким образом, вологодцы, пусть и с запозданием, чтили память своего гениального земляка. Каково же было мое изумление, когда любимый всеми писатель Василий Белов отказал в интервью, сославшись на плохое здоровье, от которого все ждали книгу воспоминаний о почившем друге. Почему задуманное осталось в черновиках, мы теперь не сможем узнать, ибо знаменитого русофила уже нет на свете, а вот беседы с бывшими друзьями Рубцова оставили в моей памяти горький след. Все они старались быть откровенными и ничего не утаивать. Но почему-то эта откровенность носила однобокий характер: кому и сколько он остался должен, почему, будучи членом Союза писателей, ходил в одном и том же старом пальто, а его пустая квартира на пятом этаже была открыта днем и ночью, и чтобы как-то протянуть от гонорара к гонорару приходилось собирать ягоды и грибы, чтобы прокормиться… Одним словом, рядом с ними жил гений, а они не хотели этого замечать и видели лишь то, что резало привычный слух и быт. И уж совсем в голове не укладывалось, когда представители местного отделения Союза писателей накануне похорон просили прокуратуру вернуть костюм покойного, ибо другого у него не было, а на новый у писателей денег не хватило. Своя рубашка оказалась ближе к телу даже в момент утраты. Стоит ли после этого говорить о сострадании к ушедшему таланту?.. Оказывается, зависть не имеет срока, она «съедает» и тогда, когда, казалось бы, завидовать нечему.

Меня всегда удивляло, почему театры обходят стороной поэзию Рубцова, ведь она настолько музыкальная, что ни слово – то образ, не говоря о драматических коллизиях. Поэтому, когда я увидела в репертуаре духовного театра «Глас» название «Николай Рубцов», то тут же отправилась на спектакль по знакомому адресу на Таганке. И каково же было мое изумление, когда узнала, что теперь он переехал в другой район города. На сколько? – Неизвестно, ибо реставрация старинного здания затянулась на пять лет. Ну а причина весьма уважительная: место слишком золотое… Нынешнее пространство театра «Глас» (с 1991 года он находится в ведении столичного Департамента культуры) больше напоминает клубное, так как зал рассчитан на 65 мест, а подиум настолько скромный, что на нем могут уместиться лишь малогабаритные спектакли. Но руководители и основатели театра Николай Астахов и Татьяна Белевич не жалуются на судьбу, а продолжают стойко стоять на своем, будучи уверенными, что традиции русского психологического театра не канут в вечность под напором безродной массовой культуры. Унынию они тоже поддаваться не будут, поскольку у них есть союзники в лице православной церкви, Юрия Соломина, Николая Губенко и Татьяны Дорониной.

Замысел лирического спектакля «Николай Рубцов» возник не из простого желания реанимировать трагическую судьбу современного поэта. Он продиктован теми негативными настроениями, которые существуют в нынешнем обществе, когда все русское объявляется противным мультикультурности, и коренная нация не имеет права голоса. Сценарий выстроен по биографической линии поэта. В нем центральное место занимает дом, семейный очаг, по которому так тосковал юный и зрелый Рубцов, оказавшийся после смерти матери вместе с сестрами и братьями в разных детских домах. Взросление и неизбывное одиночество приходят вместе с поэзией по неведомым небесным каналам и осеняют своим могучим крестом. Этот человек не просто близок родной природе, он чувствует каждой клеткой шум ветра и русских березок, холодные глубины Северного моря и запах солярки в дальних военных походах. Ему близок Петербург Достоевского и Блока, которого считал своим Богом, счастлив знакомством с Иосифом Бродским, Глебом Горбовским и Борисом Тайгиным, оказавших ему поддержку с выходом первого сборника стихов «Волны и скалы». Казалось, перед юным поэтом открывается зеленая улица в мир высокой поэзии, а поступление в Литературный институт расширяет его горизонты. Но! Как говорится, свой характер в карман не спрячешь, а вечная жажда правды не дает смиряться с ложными ценностями, запирающими человека в золотую клетку. В какой-то степени преуспевающая Москва ломает и корежит чистого парня, он пытается заглушить крик души вином и бесшабашными выходками, за что три раза исключается из института, но, в конце концов, получает диплом и уезжает на родину. Но и тут его подстерегают разочарования. Поиски идеалов ни к чему хорошему не приводят: опять тоска, опять одиночество, унизительная бедность, бесконечные метания в поисках смысла жизни и своего предназначения.

В программке к спектаклю не указаны имена действующих лиц, фамилии артистов стоят напротив тех произведений Рубцова, которые они читают, образуя тем самым лирический хоровод с песнями на стихи поэта, переливами гармошки и натянутыми струнами гитар. Здесь же в программке приводится высказывание протоиерея Александра Никулина: «Николай Михайлович Рубцов, став высочайшим русским поэтом, сумел возжечь лампаду перед образом Святой Руси».

От себя могу добавить: хотя никогда не был святым и не претендовал на святость, всегда сомневаясь и мучаясь от собственного несовершенства.

Любовь ЛЕБЕДИНА