Новости

Артист и война

Московский телевизионно-театральный смотр, посвященный 70-летию Великой Победы и 90-летию со дня рождения участника ВОВ народного артиста СССР И.М. Смоктуновского

Размещено на интернет ресурсах:
«Московский городской совет ветеранов»,
«Школы здравого смысла»

ЛЕВ НУЖДИН,
писатель, журналист, predictor,
почетный ветеран Москвы

Большое искусство в маленьком театре

На улице Пятницкой в Москве между станциями метро «Третьяковская» и «Добрынинская» стоит небольшое здание под номером 60. Вроде бы среди современных построек и невзрачное, и ничем не примечательное, но проходишь мимо него, и теплом от него веет ласковым, не телом, а душой, которое чувствуешь.

А взглянешь на фасад и увидишь транспарант (язык не поворачивается назвать его вывеской), совсем не похожий на крикливую и бестолковую современную рекламу. На транспаранте слова: «Русский духовный ТЕАТР ГЛАС». И тогда понимаешь что к чему, и от чего ты почувствовал бальзам душевный.

Нет у этого театра просторного вестибюля. Обыкновенная бытовая дверь, которую сразу и не отыщешь, введет вас в тесноватое помещение, слева в котором касса, а дальше… Говорил Великий деятель театра в своё время, что театр начинается с вешалки. Вот и вы попадаете в «вешалку» в крохотном помещении гостеприимно примут от вас верхнюю одежду, и повесят её на незатейливый крючок, или сами то сделаете.

А затем подниметесь по лестнице старинных особняков и попадете в маленький зрительный зал.

Артист и войнаВмещается в нем чуть более 100 человек. Небольшая сцена, с немудреным световым оборудованием. И создается впечатление, что попали вы в домашний театр не прошлого, а позапрошлого века.

Устроились удобно в кресле, и хочется, чтобы здесь загорелись свечи. (И на некоторых спектаклях они загораются). Занавес ещё закрыт, а в душе благодать и приятное волнение ожидания чего-то доброго, сердцу и разуму милого.

В зале тихо, спокойно, громко говорить здесь не принято и не потому, что не велено, а потому что аура к тому не располагает.

Вот уже 25 лет в этом духовном гнездышке громадной Москвы трудятся вместе со своим творческим коллективом замечательные мастера театрального искусства художественный руководитель театра заслуженный деятель искусств РФ Никита Астахов и его верный сподвижник, друг, спутница по жизни и творчеству талантливая актриса и режиссер-постановщик заслуженная артистка РФ Татьяна Белевич.

За четверть века театром поставлено около двух десятков спектаклей. Среди них такие как: «Женитьба Бальзаминова» (А.Н.Островский), «Ревизор» (И.В. Гоголь), «Село Степанчиково и…» (Ф.М.Достоевский), «Два брата» ( М.Ю.Лермонтов).

Театр не зацикливается только на классике. Он стал небольшой, но плодотворной творческой драматургической лабораторией. Никита Астахов и Татьяна Белевич создали интересную сценическую версию «Великая княгиня Елизавета Фёдоровна (Возвращение)» и успешно поставили её в своём театре. Они же написали театральную версию «Сергей Есенин», Т.Белевич сотворила сценарий «Сказочный мир К.Чуковского». и т п..

Свои работы театр «ГЛАС» показывал в Ливане, Сербии, Белоруссии, прибалтийских и других странах. Он гастролировал во многих городах России от Нижнего Новгорода до Урала, Алтая и других регионов Сибири. Театр неоднократный участник многих международных театральных фестивалей и смотров. На Московский телевизионно-театральный смотр «Артист и Война», посвященный 70-й годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной войне и 90-летию со дня рождения участника ВОВ народного артиста СССР И.Смоктуновского театр «ГЛАС» представил спектакль «Спасибо деду за победу». Интересна история этого сценария. Основой сценария стали подлинные записки из фронтового дневника солдата Бориса Шестакова, переданные театру его внуком-актером «ГЛАСа». В сценарии также использованы воспоминания и фотодокументы военных лет из домашних архивов сотрудников театра.

Театр «ГЛАС» специалисты называют синтетическим театром, потому что во всех его спектаклях наряду со словом звучит духовная музыка, произведения современных композиторов как в хоровом, так в индивидуальном вокальном исполнении, присутствуют фрагменты хореографии созвучной сюжету спектакля. исполняемой небольшой танцевальной группой, которая часто пополняется в процессе действа и другими участниками спектакля.

Это позволило автору сценария режиссеру – постановщику Никите Астахову использовать все исполнительские ресурсы театра. Сценарий получился специфичным и интересным, по структурно-композиционной трактовке.

Каждый сценический эпизод сопровождается конкретным музыкальным, а иногда танцевальным фрагментом. Которые переносят зрителя в атмосферу того времени, о котором рассказывает сценический эпизод. Или помещают его в сферу осмысления проблем человеческого бытия.
В спектакле звучат музыкальные композиции: «От героев былых времён» (Р.Хозак), «Как родная меня мать провожала» (Д.Васильев-буглай), «Русская дорога» (И.Растеряев), «Белая ночь» (Д.Шостакович.), «На солнечной поляночке» (В.Соловьев-Седой), «На крылечке вдвоём» (Б.Мокроусов), «За дальнею околицей» (Н.Будашкин), «ЖДИ МЕНЯ» и «Черноглазая казачка» (М.Блантер) и другие.

Триумфально и пафосно звучит в конце спектакля легендарная песня, ставшая гимном «ДЕНЬ ПОБЕДЫ».

О войне сценарий рассказывает через тему любви в условиях военного лихолетья. С точки зрения традиционных установок драматургии и сценической литературности приём может быть и спорный, но он раскрывает и повествует правду обычных человеческих чувств, переживаний,воззрений и оценок происходившего.

И это создаёт для актеров исполнителей особые условия. С одной стороны они открывают широкие возможности для импровизации, с другой требуют глубокого погружения в создаваемый образ. Скупой текст, иногда на уровне реплик (но реплик значимого содержания) заставляет исполнителя дополнить недосказанный словами смысл иными актерскими средствами.

И с этой сложной задачей успешно справляется вся исполнительская команда спектакля.

Но особенно мне хотелось бы отметить молодых еще артистов Д.Коробейникова и А.Пылаеву. Их работы заставили меня серьезно задуматься о современном актёрском мастерстве. Речь идет не о дешёвом примитивном трюкачестве, которым сегодня заполнено мировое театральное пространство, и которое нынче разлагается «вождями» либеральной экономики по концепции, что культура это не средство воспитания людей, а их развлечение.

А о том, что в нынешнем хаосе безнравственности и аморализма новому актерскому поколению, имеющему хорошую школу, удается не только сохранить академичность, традиции, высмеянной бездарями теории Станиславского, но и обогатить их чем- то новым, еще до конца непознанным, но уже ощущаемым и работающим.

Нет, это не эффект »сверх задачи». Это что-то более властное.

Д. Карабейников и А.Пылаева очень глубоко входят в образ, создается впечатление, что они переместились в то военное время. На небольшом видеотабло в глубине сцены проектируются фотографии молодых людей того времени, сделанные во фронтовых условиях. Вглядываешься в них и видишь, чувствуешь их сходство с теми, кто работает на сцене.

То, что фронтовые фотографии и документальные кинокадры военных лет несут особую энергетику бесспорно доказано. Не физиками, им эта сфера не доступна. А вот резонанс, возникающий между видео проекцией и актерами, работающими на сценическом помосте, генетика и механизмы его возникновения пока остаются загадкой.

Что это? – Задавал я себе вопрос. Талант? Искусство перевоплощения? Ответ пришел не сразу. И не только, а может даже не столько через разум… Я понял и ощутил, прежде всего, как predictor,а потом уже, как писатель и просто зритель, что это духовность, которой обогащены и вооружены молодые артисты, как и весь творческий коллектив театра «ГЛАС».

Даже только ради этого небольшого открытия стоило проводить наш смотр « АРТИСТ И ВОЙНА».